Положение ППк

1.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме
БМАДОУ «Детский сад № 17»
Общие положения

1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной
из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников БМАДОУ «Детский
сад № 17», осуществляющего образовательную деятельность (далее – БМАДОУ № 17), с
целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
1.2. Задачами ППк являются:
выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в

1.2.1.

развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.2.2. разработка

рекомендаций

по

организации

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся;
1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и
оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения
образования;
1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк и ПМПК.
2. Организация деятельности ППк

2.1.

ППк создается на базе БМАДОУ № 17 приказом заведующего и является

приемником психолого-медико-педагогического консилиума БМАДОУ «Детский сад №
17».
Для организации деятельности ППк в БМАДОУ № 17 оформляются:
приказ заведующего о создании ППк с утверждением состава
ППк;

положение о ППк, утвержденное заведующим БМАДОУ № 17.
2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1.
Порядок хранения и срок хранения документов ППк – документы хранятся у
секретаря ППк сроком до 2х лет.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на заведующего БМАДОУ
№ 17.
2.4. Состав

ППк:

председатель

ППк

–

старший

воспитатель,

заместитель

председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), учительлогопед,

учитель-дефектолог,

педагог-психолог,

воспитатель,

секретарь

ППк

(определенный из числа членов ППк).
2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения
заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное

решение

ППк,

содержащее

обобщенную

характеристику

обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами
ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями,

которые

являются

основанием

для

реализации

психолого-

педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по
ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его

психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию
(далее - ПМПК)1) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 3).
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк

3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом
БМАДОУ № 17 на обследование и организацию комплексного сопровождения
обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но
не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения
(при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
3.4.

Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,

нуждающегося

в

психолого-педагогическом

сопровождении;

при

отрицательной

(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых
обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и
руководящих работников БМАДОУ № 17; с целью решения конфликтных ситуаций и
других случаях.
3.5. При

проведении

ППк

учитываются

результаты

освоения

содержания

образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень
социализации и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии».
1

3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер
которой определяется БМАДОУ № 17 самостоятельно.
4. Проведение обследования

4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя
из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого обучающегося.
4.2.

Обследование

обучающегося

специалистами

ППк

осуществляется

по

инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников БМАДОУ № 17 с
письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и
проведение заседания ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель,
воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на
ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

5.
Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся

5.1.

Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями
конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку
индивидуальной адаптированной образовательной программы/образовательного маршрута
обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу,
тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период
адаптации обучающегося в БМАДОУ № 17 / на постоянной основе.
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
БМАДОУ № 17.
5.2.

Рекомендации

ППк

по

организации

психолого-педагогического

сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать
условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по
индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в
том числе:
дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление

услуг

ассистента

(помощника), оказывающего

обучающимся

необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
Организации.
5.3.

Рекомендации

сопровождения

ППк

обучающегося,

по

организации

испытывающего

психолого-педагогического

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 2 могут включать в том
числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального образовательного маршрута обучающегося; адаптацию
учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального
(девиантного) поведения обучающегося; другие условия психолого-педагогического
сопровождения в рамках компетенции БМАДОУ № 17.
5.1. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения

обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).
5.2. Родители/законные представители передают в образовательную организацию

заключение ПМПК и подписывают согласие на обучение по адаптированной
образовательной

программе

или

на

обучение

по

адаптированной

основной

общеобразовательной программе (АООП). Если есть, прикладываются также копии
справки об инвалидности и копия индивидуальной программы реабилитации и
абилитации. Дата передачи заключения ПМПК в БМАДОУ №17 заносится в Журнал
учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.3. В течение 5 рабочих дней заведующий БМАДОУ №17 издает приказ о

переводе ребенка на обучение по АОП или АООП и создании для него специальных
условий получения образования.
5.4. После

получения от родителей/законных представителей письменного

согласия на комплексное обследование ребенка в срок до 14 дней проводится
углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка. По итогам обследования
организуется ППк БМАДОУ №17, где уточняются и конкретизируются рекомендации
ПМПК для ребенка, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по
созданию специальных условий получения образования, предварительное определение
вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической,
медицинской), исходя из имеющихся или привлеченных сторонних ресурсов.

5.5. Родители/законные представители имеют право присутствовать на ППк при

обсуждении вопросов, касающихся их ребенка, но могут ознакомиться с решением
консилиума и в заочной форме. Протокол или решение ППк подписывается
родителями/законными представителями (согласны, либо не согласны).
5.6. Срок

на

образовательного

подготовку,
маршрута

и

разработку

и

адаптированной

написание

индивидуального

образовательной

программы

специалистами и воспитателями 4 недели с момента получения заключения ПМПК от
родителей/законных

представителей.

Эти

документы

в

обязательном

порядке

согласовывается с родителями/законными представителями и реализуется с их согласия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1
Документация ППк
1.
2.
3.
4.
№

Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
Положение о ППк;
График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:

Дата

Тематика заседания *

Вид консилиума
(плановый/внеплановый)

* - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с
особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося;
обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной,
воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на
коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и утверждение
индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной
организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ 00; оценка
эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие
варианты тематик.

5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума по форме:
№
п/п

ФИО
обучающегося,
класс/группа

Дата
рождения

Инициатор Повод обращения в Коллегиальное
обращения
ППк
заключение

Результат
обращени
я

6.
Протоколы заседания ППк;
7.
Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования,
характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное
заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных
представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка,
вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционнойразвивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического
сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается
руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с
обучающимся).
8.

Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:

№
ФИО
п/п обучающегося,
класс/группа

Дата

Цель

рождения направления

Причина
направления

Отметка о получении
направления родителями
Получено: далее перечень
документов,
переданных
родителям
(законным
представителям)
Я, ФИО родителя (законного
представителя)
пакет
документов получил (а).
« » 20 г.
Подпись:
Расшифровка:

9.

Журнал учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФИО

№ заключения
ПМПК

Дата
выдачи

Дата получения
заключения ПМПК
образовательной
организацией

Приложение №2

Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
№ __

от« »

20 г.

Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия
(мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:

1.
2

...

. ...

Ход заседания ППк:

1. ...
2. ...

Решение ППк:
1. ...
2. ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и
проверочных работ и другие необходимые материалы):

. ...

1
2.

...

Председатель ППк _______________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия И.О.Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия

Шапка/официальный бланк ОО

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума (наименование
образовательной организации)
Дата « _ » _____________ 20 _ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:

Класс/группа:

Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи. ____________________________________________
Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _______________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И. О.
Фамилия И.
О. Фамилия
С решением ознакомлен (а)______________ / __________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) ______________/ ____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами: __________________
_______________ / ______________________________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

Приложение №3
Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для

предоставления на ПМПК (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в образовательную организацию;
- программа обучения (полное наименование);
- форма организации образования:
1. в группе / классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека
и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена
учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в
среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе
индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности,
переживаемые
в
семье
(материальные,
хроническая
психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт
проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным
поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями
развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад,
плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень
образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной
организации:
1.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в
образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами
развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично
опережало).
2.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного
развития
ребенка
на
момент
подготовки
характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития
(значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3.
Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне
незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4.
Динамика
(показатели)
деятельности
(практической,
игровой,

продуктивной) за период нахождения в образовательной организации3.
5.
Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или,
для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых
ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе
основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных
результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях:
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в
отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует,
другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа,
контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется),
истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр.,
умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с
ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия),
регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих
специалистов.
9. Характеристики взросления4:
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции,
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на
них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
3
4

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением

- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
- самосознание (самооценка);
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к
кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации5:
- совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
- наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
- проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим
(либо к животным), склонность к насилию;
- оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает
наоборот);
- отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным
веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
- сквернословие;
- проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
- отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
- повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных
групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и
пр.);
- дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы
(конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической
работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы,
динамику в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель
успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной
организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной
организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
5

Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением

4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных
особенностей обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического
консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психологопедагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/ учитель
начальных классов/ классный руководитель/ мастер производственного обучения
/тьютор /психолог /дефектолог).

Приложение № 4
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение
психолого-педагогического обследования специалистами ППк
Я,___________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_______________________________________________________________________________
(номер, сери паспорта, когда и кем выдан)

являясь родителем (законным представителем)_________________
(нужное подчеркнуть)

____________________________________________________________________

(ФИО, группа, в которой обучается ребенк, дата (дд.мм.гг.) рождения)

Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
«_____ »__________20 г. _________________ ___________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №5

Алгоритм сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями
Согласие на
обследование
специалистами
ППк

Подготовка к
заседанию ППк
(заключение,
рекомендации)

Журнал учета
заседаний ППк и
обучающихся,
прошедших ППк

Журнал
регистрации
коллегиальных
заключений ППк

Протоколы ППк

Карты развития
обучающихся,
получающих ППС,
разработка и
реализация ИОМ

Журнал
направлений
обучающихся на
ПМПК

Получение
заключения
ПМПК

Согласие на
обучение по АОП,
приказ о
зачисление на
обучение

Разработка и
реализация АОП


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».