Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисовашка» (для детей с 3 до 4 лет) 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисовашка» 3 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисовашка» 10 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисовашка» 11 4.Учебный план 16 5.Календарный учебный график 20 6. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Рисовашка» 24 7.Оценочные материалы к программе 66 8.Методические материалы к программе 67 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисовашка» (для детей с 3 до 4 лет) Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовашка» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой. Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Срок реализации программы: 1 год. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Рисовашка» (для детей 2-3 лет) является актуальным направлением развития Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 05.09.2019 №470, от 30.09.2020 №533); 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей цент реальной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следователь, но, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми вы разительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную куль туру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного об раз как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобрази тельного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Рисовашка» Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественноэстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я – концепции творца». Дидактические принципы построения и реализации Программы «Рисовашка» Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебновоспитательного пространства: принцип культуросообразности: пост роение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре акций, эмоциональной открытости). В программе художественного воспитания дошкольников «Рисовашка» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей раннего возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; 3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к пре образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического от ношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением. 1. Способность эмоционального переживания. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. 2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественнотворческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. 3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми, обобщёнными (типичны ми) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не посредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); метод сенсорного насыщения (без сен сорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной художественной практики; метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобрази тельного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебнометодических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа. К наглядно-методическим изданиям относятся: тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело вый лес» и пр.); дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.); незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.); серия альбомов для детского художественного творчества «Наш верни саж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»). Группа раннего возраста Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. 2. Планируемые результаты освоения программы дети научились использовать нетрадиционные материалы и инструменты в самостоятельной деятельности; овладели навыками нетрадиционной техники рисования и умеют применять их по желанию; проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга; проявляют устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрируют бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры; - 3. Организационно-педагогические условия реализации программы Формы работы: групповая (15 человек) совместная образовательная деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность. Режим непрерывной образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность: Дети 3-4 лет - 15 минут. Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук, проектор). Развивающая предметно-пространственная среда кабинета соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а также способствует трансформации знаний, умений в опыт. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Педагогические условия для реализации программы: - создание развивающей предметно - пространственной среды в детском саду (кабинет дополнительного образования); Оборудование кабинета: -дидактические игры; -наглядные пособия (альбомы, портреты художников, иллюстрации, фотографии); - технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор). - для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами; - проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер классы, анкетирование, выставки др. Материально-техническое обеспечение программы: Оснащение кабинета 1. Художественно- эстетический центр. Зона для проведения непосредственно - образовательной деятельности. Оборудование: многофункциональная магнитная доска; столы и стульчики; учебно-методические пособия; канцелярские товары (альбомы, кисти, краски…) полки с наглядными пособиями художественное оформление кабинета (рисунки, картины…) Оборудование: рабочий стол. шкаф для пособий учебно-методическая литература по обучению художественноэстетическому воспитанию; пособия для развития мелкой моторики. Учебный (тематический) план № Название темы Количество часов общее теория практика 1. Вводное занятие 1 1 0 2. «Мой весёлый, звонкий мяч» 1 0 1 3. «Разноцветные шарики» 1 0 1 4. «Яблоко с листочком и червячком» 1 0 1 5. «Ягодка за ягодкой (на кустиках)» 1 0 1 6. «Тучка и дождик» 1 0 1 7. «Лучики для солнышка» 1 0 1 8. «Зернышки для петушка» 1 0 1 9. «Раскрасим репку» 1 0 1 10. «Падают, падают листья» 1 0 1 11. «Грибы на пенечке» 1 0 1 12. «Мышка –норушка» 1 0 1 13. «Зернышки для уточек» 1 0 1 14. «Красивая чашка» (в горошек) 1 0 1 15. «Колеса для машины» 1 0 1 16. «Клубочек» 1 0 1 17. «Град, град!» 1 0 1 18. «Яблоки для куклы» 1 0 1 19. «Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь)» 1 0 1 20. «Банка с компотом» 1 0 1 21. «Сороконожка в магазине» 1 0 1 22. «Вот ежик- ни головы, ни ножек!» 1 0 1 23. «Полосатые полотенца для лесных 1 зверушек» 0 1 24. «Хвост для лошадки» 0 1 1 25. «Мячики для котят» 1 0 1 26. «Снежок порхает, кружится» 1 0 1 27. «Вьюга-завирюха» 1 0 1 28. «Волшебные снежинки» 1 0 1 29. «Серпантин и конфетти» 1 0 1 30. «Разноцветные шары» 1 0 1 31. «Праздничная ёлочка» 1 0 1 32. Мониторинг 1 1 0 33. «Снеговик-великан» 1 0 1 34. «Тарелочки» 1 0 1 35. «Шарф для кошки» 1 0 1 36. «Штанишки для Мишки» 1 0 1 37. «Снежная улица» 1 0 1 38. «Елочка» 1 0 1 39. «Бублики-баранки» 1 0 1 40. «Катится колобок по дорожке» 1 0 1 41. «Мойдодыр» 1 0 1 42. «Украсим тарелочку» 1 0 1 43. «Мячики для котят» 1 0 1 44. «Красивая Бабочка» 1 0 1 45. «Самолет» 1 0 1 46. «Кораблик» 1 0 1 47. «Червячок» 1 0 1 48. «Воздушные шарики» 1 0 1 49. «Цветок для мамочки» 1 0 1 50. «Сосульки» 1 0 1 51. «Угощайся зайка» 1 0 1 52. «Раздувайся пузырь» 1 0 1 53. «Подснежник» 1 0 1 54. «Вербочки» 1 0 1 55. «Неваляшка танцует» 1 0 1 56. «Рыбка в аквариуме» 1 0 1 57. «Цветочки» 1 0 1 58. «Ландыши» 1 0 1 59. «Почки и листочки» 1 0 1 60. «Божья коровка» 1 0 1 61. «Флажки» 1 0 1 62. «Матрешка» 1 0 1 63. «Антошка» 1 0 1 64. «Черепашка» 1 0 1 65. «Салют» 1 0 1 66. «Утенок» 1 0 1 67. «Светит солнышко» 1 0 1 68. «Зонтик» 1 0 1 69. «Сказочное дерево» 1 0 1 70. «Виноградик» 1 0 1 71. Мониторинг 1 1 0 72. Мониторинг 1 1 0 5. КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БМАДОУ «Детский сад №17» по дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Рисовашки» (для детей 3-4 лет) - Первая неделя сентября – Декабрь – Учебный период (У) – 17 недель; - Первая неделя января – Праздничные дни (П) – 1 неделя; - Вторая неделя января – Третья неделя Февраля – Учебный период (У) – 6,5 недель; - Третья неделя Февраля – Праздничные дни (П) – 0,5 недели; - Четвертая неделя Февраля – Первая неделя мая – Учебный период (У) – 10 недель; - Вторая неделя мая – Праздничные дни (П) – 0,5 недель; - Вторая неделя мая – Четвертая неделя мая – Учебный период (У) – 3 недели; Праздничные дни: 3, 4 ноября, 1,2,8,9 мая и 12 июня 2024-2025 учебного года не выпадают на дни проведения занятий по Программе. *Педагогический мониторинг проводится в ходе занятий (на первом и последнем занятии каждого модуля). Начало учебного года сентябрь. Окончание учебного года – май Продолжительность учебного года – 36 учебных недель. Продолжительность учебной недели – 5 дней 7.Оценочные материалы к программе Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста Общие показатели развития детского творчества: ► компетентность (эстетическая компетентность) ► творческая активность ► эмоциональность ►произвольность и свобода поведения ► инициативность ► самостоятельность и ответственность ► способность к самооценке Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой): ► субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества; ► нахождение адекватных выразитель но-изобразительных средств для создания художественного образа; ► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; ► индивидуальный «почерк» детской продукции; ►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности; ► способность к интерпретации художественных образов;» общая ручная умелость. Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова): ► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; ► осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с по мощи воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму; ► творческое освоение «художественного языка» - средств художествен но-образной выразительности; ► самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности; ►проявление эстетического отношения во всех видах детской художествен ной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание); ► экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов. 3. Методика проведения диагностики. Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бума га белая трёх форматов (большого, сред него и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хо тел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов. «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.) 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: 2) увлечённость; 4) творческое воображение; 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: 1) применение известного в новых условиях; 2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа; 3) 3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка; 3. Характеристика качества продукции: 1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа; 2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям; Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Посмотрим в окошко» Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке. Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, на пример: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка». Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов: На-на-на-на-на-на-на! Смотрит кто-то из окна! Не-не-не-не-не-не-не! Кто же там торчит в окне Ни-нини-ни-ни-ни-ни! Эй, цветок не урони! Но-но-но-но-но-но-но! Мы отправились в кино! Ну-нуну-ну-ну-ну-ну! Тучи спрятали луну. Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны! Как темно-то без луны! На-на-на-на-на-на-на! Машет мама из окна! Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две об ложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины. Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. /абе: - На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всё время — это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно. Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа). Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада. Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.). Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин. Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на оды ном занятии, в другую тему. Последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна. В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «По смотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям. После занятия. Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов. Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»: Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!» И мы кричали хором: До-сви-да-ни-я! Было очень весело. Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, по ближе к себе. А ко мне сел Димка. Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт. «Если, Димочка, мы на вертолёте», - сказала я, - то кругом должно быть голу бое небо. «А ты, Майка, думай, что кругом небо», - сказал Димка. Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всё зелё-ное-презелёное? Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за...?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок... Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Улетает наше лето» Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вы явить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»: Мартышка тихо верещит, прикрыла лапкой мордочку. Неразборчив о хрипит в репродуктор лодочник. Кольцами удав блестит, Павлин колышет перья. Под пальмой человек сидит, подетски в птичку веря. Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного раз мера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Уле тает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах). Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи». Содержание занятия. Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фото графиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»: Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, - Это платье золотое У берёзы на плечах... Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, под ногами шелестят и летят, летят, летят... Пролета ют паутинки С паучками в серединк е. И высоко от земли пролетел и журавли. Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето! Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных. Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Ка кие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.) - Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами на рисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье. Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает до говориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись. Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например, руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто чело век едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.) Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарища ми или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: рас красить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы. Рисунки, выполненные сухими мате риалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные краска ми, вкладывают туда же после просушки. После занятия. Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»: «Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!» «Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лу гу, нарвал цветов, прибежал к отцу и го ворит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была». Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправи лись на сенокос. Весь длинный день ве селился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и ве чером сказал отцу: «Вот уж сегодня я по веселился вволю! Я бы желал, чтобы ле ту конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые гру ши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и по казал мальчику, что он то же самое гово рил и о весне, и о зиме, и о лете». Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства Осенние листочки. Дидактическая задача. Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравне ние колорита осенних листьев с цвето выми пятнами на палитре. Вопросы и задания. Тебе нравится листопад? Ты любишь со бирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый лис ток, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Най ди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание. Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для де тей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Под бери этот цвет (3-5 лет) или составь отте нок (5-7 лет). Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют зо лотой? Вспомни стихи или песни, в кото рых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки. Говорящие цвета. Дидактическая задача. Расширение ассоциативного цветово го ряда. Обогащение лексики. Вопросы и задания. Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картин ки): лимонный лимон... А теперь поп робуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если труд но, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» про изошло от слова «малина» или наобо рот? Как лучше сказать про лимон - жёл тый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слег ка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки. Цвет и настроение Дидактическая задача. Формирова ние представления о том, что цвет (цвето вая тональность) может передавать сос тояние природы и настроение человека. Вопросы и задания. Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти карти ны? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на вто рой картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать? Обрати внимание: каждая картина на писана в своей цветовой гамме. Для осе ни ранней и весёлой художник взял яр кие, сочные, чистые краски. А для позд ней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых от тенков. Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настрое ние) природы. Нарисуй «хорошую погоду». Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте ЖИВОПИСЬ НАТЮРМОРТЫ Врубель М.«Сирень»; Кончаловский П.«Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая» МанеЭ. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики» Машков И.«Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы» Садовников В.«Цветы и фрукты» Толстой Ф.«Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника» Хруцкий И.«Натюрморт со свечой», «Фрукты» ПЕЙЗАЖИ Айвазовский И.«Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море» Бакшеев В.«Голубая весна» Борисов-Мусатов В.«Весна» Бродская Л.«Овёс», «Таёжный мороз» Бродский И.«Осенние листья» Васильев Ф.«Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед дождём» Васнецов В.«Река Вятка» Волков Е.«Ранний снег» Гаврилов В.«Свежий ветер» Грабарь И.«Иней», «Мартовский снег» Грицай А.«Весна в городском парке», «Ледоход» Дубовский Н.«Притихло» Жуковский С.«Заброшенная терраса», «Зимний вечер» Зверьков Е.«Голубой апрель», «Ледоход на Мезени» Куинджи А.И.«Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М.«Абрамцево», «Солнечный день» Левитан И.«Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь» Мухин А.«Последний снег» Остроухов И.«Золотая осень», «Осень» Поленов В.«Московский дворик» Полюшенко А.«Май» Рерих Н.«Небесный бой» Ромадин Н.«Весна», «Кудинское озеро» Рылов А.«В голубом просторе» Саврасов А.«Грачи прилетели», «Осень» Саврасов В.«Радуга» Сомов К.«Радуга» Степанов А.«Журавли летят», «Лоси» Шишкин И.И.«Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней» «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору» Щербаков Б.«Тишина. Озеро Неро» ПОРТРЕТЫ Аргунов И.«Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Боровиковский В.«Портрет Лопухиной» Брюллов К.«Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова» Василенко В.«Юрий Гагарин» Васнецов А.«Весна» «Снегурочка» Васнецов В.«Автопортрет, «Гусляры», Венецианов А.«Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок» Дейнека А.«Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность» Кипренский О.«Автопортрет», «Бедная Лиза» Кончаловский П.«Автопортрет» Крамской И.«Неизвестная» Кустодиев Б.«Автопортрет», «Купчиха» Левитан И.«Автопортрет» Лиотар Ж.-Э.«Шоколадница» Ломакин 0.«Портрет экскаваторщикаН. Мокина» Маковский К.«Дети, бегущие от грозы» Матейко Я.«Портрет детей художника» Мурильо.«Мальчик с собакой» Нестеров М.«Портрет В.И. Мухиной», «Портрет скульптора ИванаДмитриевича Шадра» Перов В.«Тройка» Прянишников И.«Воробьи» Ракша Ю.«Дети на изгороди» Рембрандт. «Портрет пожилой женщины» Репин И.«Стрекоза» Матвеев Ф.«Вид Рима. Колизей» Пименов Ю.«Новая Москва» Поленов В.«Московский дворик» Сергеев М.«Сказание о невидимом градеКитеже» Щербаков Б.«Ростов Великий» Юон К.«Купола и ласточки» ► Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором проживают дети ► Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга ► Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай) ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ► Богородская резная игрушка: «Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь Додон и Звездочёт» И. Стулова ► Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник, лошадка, козёл, баран, индюк, гусь ► Русская матрёшка: загорская, полховмайданская, разновидности матрёшек -матрёшка-боярыня, матрёшкабоярин, витязь, старик-мухомор ► Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, лиса ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ► Гжельская керамика (например, чайная пара, чайник, самовар, маслёнка «Жар-птица») ► Городецкая роспись по дереву (тарелка, прялка, шкатулка) ► Жостовская роспись на металлических подносах (например, подносы «Розовые хризантемы», «Голубые цветы», «Букет лирический», «Жарптицы») ► Лаковая миниатюра Мстёры (например, ларец «Садко», шкатулка «Чудо-юдо рыбакит») ► Лаковая миниатюра Холуя (например, шкатулка «По щучьему веленью», «Папоротников цвет») ► Палехская лаковая живопись (шкатулки, пудреницы) ► Федоскинская лаковая живопись (например, шкатулки «Сказка», «Царь Салтан и белка», «Аленький цветочек», «Хоровод», «Во поле берёзка стояла», «Лель») ►► Хохломская роспись по дереву (ложки, тарелки, утица, горшок, ковш, шкатулка) ДРУГИЕ ВИДЫ ИЗДЕЛИЙ ► Вологодское кружево ► Павлово-посадские платки и шали (например, платки «Царевна», «Весенние грёзы», «Карнавал»; шали «Времена года») ► Ростовская финифть ► Скопинская керамика (горшок, кувшин, миска, крынка, квасник) ► Художественные изделия из бересты (шкатулки, туеса) ► Художественная роспись ткани (например, платки «Венок осенний», «Китайские цветы, шарф «Красные пионы», панно «Японские мотивы») ► Художественный текстиль ► Клинские ёлочные украшения (шары «Мороз», «Снегурочка», «Птички», игрушки «Снегурка», «Топтыжка», «Снеговик», «Пингвин» Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников Иллюстрации известных художников Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевналягушка» Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки» Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова Демченко 0.«Сказки-крошки»B. Кротова, «Почему пантера чёрная, а леопард - пятнистый?»Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования«Помаляка», «Колобок» Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой» Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудодерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох» Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжкапотешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович» Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичкасестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова) Сутеев В«Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушкапутешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории» Список литературы 1. 2. 3. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное вос приятие. - М.: Искусство, 1974. 4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. Буров А.И. Эстетическая сущность ис кусства// Проблемы и споры. - М., 1987. 6. Венгер А.Л. Психологические рисуноч ные тесты: Иллюстрированное руководст во. - М.: Владос-Пресс, 2006. 7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988. 8. Выготский Л.С. Воображение и творче ство в детском возрасте. М.: Просвеще ние, 1967. 9. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобра зительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 10. Гибсон Дж. Экологический подход к зри тельному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 11. Гильдебраннд А. Проблема форм в изо бразительном искусстве. М.: Изд-во МПИ,1991. 12. Григорьева Г.Г. Изобразительная дея тельность дошкольников. М.: ИЦ Акаде мия, 1997. 13. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обу чении дошкольников изобразительной де ятельности. - М., 1995. 14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Ака демия, 2000. 15. Давидчук А.Н. Конструктивное твор чество дошкольников. - М.: Просвеще ние, 1973. 16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспери ментального психологического исследова ния. - М.: Педагогика, 1986. 17. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999. 18. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное рчество. - М.: 19. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психо логов, педагогов, 20. Кожохина С.К. Путешествие в мир ис кусства (программа развития детей до школьного и младшего школьного возрас та). - М.: ТЦ Сфера, 2005. 21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 22. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллек тивное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 23. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000. 24. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001. 5. Котляр В.Ф. Изобразительная деятель ность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986. 26. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: ДетствоПресс, 2001. 27. Куцакова Л.В. Конструирование и худо жественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005. 28. Лабунская Г.В. Изобразительное твор чество детей. - М.: Просвещение, 1965. 29. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта ме тодической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006. 30. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма са мореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических на ук. - М., 1995. 31. Мухина B.C. Изобразительная деятель ность ребёнка как форма освоения соци ального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981. 32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 33. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999. 34. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005. 35. Савенкова Л.Г. Изобразительное ис кусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на ос нове взаимодействия искусств: Изобра зительное искусство и среда (природаархитектурасреда). 1-11 классы. М.: Ма гистр, 1995. 36. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным ис кусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 37. Теория и методика изобразительной де ятельности в детском саду: Учебное посо бие для студентов педагогических институ тов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985. 38. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994. 39. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные ху дожественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. 40. Учебные планы дошкольных образова тельных учреждений. Учебное пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое об щество России, 2006. 41. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагности ка речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999. 42. Флёрина Е.А. Изобразительное творче ство детей дошкольного возраста. - М., 1956. 43. Цукарь А.Я. Уроки развития воображе ния. - Новосибирск: РИФплюс, 1997. 44. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в дет ском саду. - М.: Просвещение, 2003. 25.