1 СОДЕРЖАНИЕ № 1 2 2.1 3. 3.1 3.2 3.3 Содержание Пояснительная записка Цели и задачи программы Содержание программы Организационно-педагогические условия Расписания занятий Материально техническое обеспечения 3.4 Ожидаемые результа 3.5 4. 4.1 4.2 4.3 5. Содержание Номер страницы 2 3 4 5 5 5 6 6 План работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в старшей группе На первый учебный год. Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в старшей группе На второй учебный год. Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в подготовительной группе На первый учебный год. Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в подготовительная группе На второй учебный год. Методические материалы 7 8 17 29 39 51 5.1 Инструкция по технике безопасности 51 5.2 Дидактические материалы 52 5.3 Методические рекомендации к программе индивидуальной работе 53 5.4 Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй 54 6. Списокиспользуемой литературы 55 7 Диагностика 56 7.1 Педагогическое обследование детей маленькие волшебники 56 7.2 Диагностическая карта 58 2 «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. А. Сухомлинский) 2. Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: декоративно прикладное искусство, тестопластика, декупаж. Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Декупаж- техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые, и в то же время интересные, эффектные вещи. Основные материалы для декупажа - это акриловый лак, для защиты поверхности, акриловые краски, трехслойные салфетки для декупажа, ножницы, клей ПВА. Для создания творческих работ из салфеток вырезают или вырывают изображения (рисунок), обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить. Оригами - Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. 3 Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга из гофрированного картона заключается в накручивании и моделировании полосок картона шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. Специалисты-медики считают, что эти занятия позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. К тому же они развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, воображение, помогает выработать художественный вкус «Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей 5 – 7лет в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Основные задачи: 1. Обучающие задачи: развивать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне; создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; закреплять умение рисовать декоративные элементы; формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения. 2. Развивающие задачи: развивать интерес к дизайн – творчеству; расширять преставления детей о декоративно-прикладном искусстве; развивать художественный и творческий потенциал; развивать образное мышление, воображение, устойчивое наблюдательность, аккуратность; развить познавательную активность, общение, самостоятельность. 4 внимание, 3. Воспитывающие задачи: формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами; формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ; развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения; формировать интерес и уважения к народным мастерам; стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре детского сада, дома. Принципы построения программы: От простого к сложному. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. Научность. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и развивающая направленность: Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. Активность и самостоятельность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 3.Содержание программы. 3.1 Организационно -педагогические условия Программа кружка рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня ссентября по май. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий. 3.2 Расписание занятий Количество занятий в неделю В год Кол-во детей в группе 2 Вторник 16.00 - 16.30 Четверг 16.00 - 16.30 72 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5 3.3 Материально техническое обеспечения Программа реализуется в группах на первом и втором этаже, БМАДОУ «Детский сад № 17» . Группа оснащена современным оборудованием, имеются столы и стулья для детей по их количеству, умывальник, интерактивная доска. Материал: • пластилин; • цветной Белый картон; • набор стеков; • альбомные листы; • салфетки для рук; салфетки для декупажа; фигурные ножницы; доска для лепки; Кисти № 5; 9; Офисная цветная бумага; Акриловые краски; Гуашь; Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций, малых скульптурных форм; показ образца, схем выполнения последовательности работы. Форма занятий – тематическая совместная деятельность. 3.4 Ожидаемый результат. Старшая группа Овладеют различными приемами преобразования материалов. Освоят обобщенные способы работы с различными материалами. Разовьются познавательные, конструктивные способности. Разовьется интерес к результату и качеству поделки. Подготовительная группа Разовьется поисковая деятельность. Освоят умение анализировать поделку. Сформируется положительное отношение к труду. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. Подготовится рука к письму. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям: 6 Коммуникация - (развитие речи) - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей. Познание – (ознакомление с окружающим) - ознакомление дошкольников с историкокультурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, малых скульптурных форм, различных наблюдений. Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, района. 3.5 План работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» на 20016-2017, 2017-2018 учебные года. № Название темы Группа Старшая Подготовительная 11 11 21 21 18 7 15 18 7 15 72 72 25 минут 30 минут 1. Пластинография 2. Работа с соленым тестом; ( холодный фарфор) 3. Работа в технике декупаж 4. Квиллинг 5. Оригами Итого в год: Длительность одного занятия: 7 4. Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в старшей группе На первый учебный год. Сентябрь Тема 3 неделя 2 неделя 1 неделя 1 4 неделя Программное содержание Дары огорода Закреплять умение детей лепить объемные фигуры. (тестопластика) Познакомить с техникой и приемами смешивания красок на палитре для получения светлых и темных тонов и цветов. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Упражнять в умении создавать выразительный образ с помощью красок 2 Продолжение работы (раскрашивание) 1 «Царство грибов» (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) 1 Ваза с Фруктами (тестопластика) Закреплять умение детей лепить объемные фигуры 2 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный Лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 1 Знакомство с оригами. Дом. 2 Базовая форма «треугольник». Петушок. Щенок. Котёнок. (Оригами) Октябрь Программное содержание Тема 8 1 неделя 1 «Кто живет в осеннем лесу» (тестопластика) Упражнять в умении передавать характерную форму туловища, животного. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью, подбора цветовой гаммы 1 Веселый клоун 2 неделя (Пластинография) 2 «Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин» (тестопластика) 1 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. 2 3 неделя Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. Упражнять в умении передавать характерную форму изделия Чебурашка (пластинография) Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой 4 неделя 1 Теремок (пластинография) Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. . Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. 9 5 неделя 2 Продолжение работы 3 Практическое знакомство с техникой «декупаж» Тарелки 4 «Цветочная поляна» (декупаж) Упражнять детей в умении украшать готовую поделку при помощи бумаги Познакомить детей с термином «декупаж» и со свойствами трехслойных салфеток. Учить детей разрезать ножницами тончайшие салфетки по контуру рисунка. Вызывать интерес к созданию из вырезанных деталей композицию. Ноябрь Программное содержание Тема Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. 1 Матрешка (пластинография) 2 Чудо – Хохлома (пластинография) Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». 1 неделя Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. 2 неделя 1 Знакомство с техникой- Знакомить детей с новым видом обработки цветной бумаги и гофрированного картона – квиллингом ; с историей возникновения этой техники. Показать готовые работы, (квиллинг.) 10 необходимое оборудование Обучать детей элементам техники квиллинг, закрепить скручиванию формы «диск», «овал», «лепесток», «капля», и наклеиванию на фон. Развитие фантазии. 2 Знакомство с элементами квиллинга, подготовкой места для занятий. Продолжить закрепление знаний правил работы с техникой квиллинг. Развивать умение готовить своё место к занятию. Закрепить скручивание «диска», «лепестка», умение выполнять аппликацию, создавать композицию, аккуратно работать с клеем. 1 3 неделя Вишни на веточке (квиллинг) Упражнять детей в умении украшать предмет в технике «декупаж» 2 «Декоративная тарелка» (декупаж) Учить оформить детское ведерко празднично и со вкусом. Уметь поделить работу между собой Закрепить умение скручивать элемент «зебра». Продолжать развивать навык вырезывания ножницами по контуру. Закрепить правила пользования ножницами. 1 Майонезное ведерко (декупаж) 2 4 неделя Подсолнух (Киллинг) Декабрь Программное содержание Тема Закрепить скручивание «овала». Учить формировать купол из маленьких «овалов». Продолжать закреплять навык вырезывания по контуру. Совершенствовать навыки работы с клеем, ножницами, кистью. 1 1 неделя Гроздь винограда (квиллинг) 2 Продолжение работы (оформление) 11 Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств Познакомить с элементом «спираль». Закрепить навык изготовления «лепестка», «овала». 2 неделя 1 2 Рыбы в аквариуме (квиллинг) Развивать фантазию, творческие способности в создании композиции из деталей квиллинга. «Новогодние игрушки» (тестопластика) Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность. 3 неделя 1 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять в умении подбирать узор из салфеток 2 «Чудо баночки» (декупаж) Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию 1 Продолжение работы Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. 2 4 неделя Снеговик (пластинография) Январь Программное содержание Уметь доводить начатое дело до конца 2 Продолжение работы Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные 1 3 нед еля 2 неделя Тема 12 4 неделя «Звери из зимнего леса» (тестопластика) приемы и способы лепки. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 1 Часы (декупаж) (коллективная работа) Закреплять умение работать в технике «декупаж», аккуратно наклеивая салфетки на поверхность 2 Продолжение работы Формировать желание работать дружно Февраль Программное содержание Тема 1 Бабочка на цветке (квиллинг) Закрепить навыки скручивания «диска», «лепестка»; Учить создавать из этих элементов бабочку и цветок; 1 неделя Развивать фантазию, умение продумывать композицию. Продолжать учить аккуратно, выполнять аппликацию. 2 «Собачка» (тестопластика) 1 Продолжение работы 2 Кактус (квилинг) Учить анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине, пропорциям Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Закрепить навыки скручивания «диска», «овала». 3 неделя 2 неделя Учить изготавливать кашпо, формируя его из «диска». Продолжать учить тщательно, склеивать элементы и располагать их на основе. Уметь доводить начатое дело до конца 1 Продолжения работы 13 2 Продолжение работы (оформление) 1 4 недделя «Волшебные узоры» (декупаж) 2 Продолжение работы Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств Закреплять умение работать в технике «декупаж». Упражнять в умении составлять узор из салфеток Воспитывать желание доводить начатое до конца. Март Программное содержание Тема 1 1 неделя Продолжение работы. 2 Рисуем пластилином Лягушачье озеро (пластинография) 1 Продолжение работы 2 неделя 2 Цыплёнок (квиллинг) 3 неделя 1 Продолжение работы Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. Придать работе завершенный вид Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. 4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Доводить начатое дело доконца Закреплять умение скручивать «диск», «лепесток»; Учить, из диска формировать туловище цыплёнка нужной формы, создавать объёмную работу. Воспитывать усидчивость. Формировать желание доводить начатое до конца. 14 Координировать движение глаз 2 Открытка и рук. Воспитывать интерес к «к 8 марта» (декупаж) познанию природы. Развивать 4 неделя творческую активность. 1 «Герои из мультфильмов» (тестопластика) 2 Продолжение работы Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки. Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Апрель Программное содержание Тема Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся» (оригами) Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. Композиция. Луговые цветы. Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. 1 2 1 неделя (оригами) 1 Ветка сирени. Букет сирень (Оригами) 2 Разные деревья 2 неделя (пластинография) Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. 2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. 3. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. 4. Укреплять познавательный интерес к 15 4 неделя 3 неделя природе. 1 «Пасхальный сувенир» Яйцо (тестопластика) Упражнять в умении передавать характерную форму, предмета 2 «Пасхальный сувенир» Продолжение работы. (Тестопластика Развивать чувство формы, пропорции. Воспитывать аккуратность. 1 «Пасхальный сувенир» Продолжение работы. (декупаж) Упражнять в умении подбирать краски, передавая праздничный колорит. Развивать фантазию. 2 «Ромашки и божьи коровки» (декупаж) Продолжать упражнять детей в работе с салфетками в технике «декупаж». Развивать технические умения и навыки. 1 5 неделя Продолжение работы. 2 Подарки малышам (оригами) Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц. Май Программное содержание Тема Учить детей накручивать большой диск, плотно накладывая полоски картона, друг на друга. Учить составлять из знакомых элементов квиллинга голову зайчика, соблюдая пропорции. Дополнять работу элементами (глазки, ротик и т. д.).. Продолжать учить накручивать «диск» из нескольких полосок, накладывая их плотно, друг на друга, чтобы работа не распадалась. Учить формировать из диска треугольные ушки. Закреплять навык работы с клеем. Создать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформления фото рамки. Вызвать интерес к предстоящей работе 1 1 неделя Зайчик (квиллинг) 2 Котёнок (квиллинг) 2 неделя 1 Фото рамка «Розы» (декупаж) 16 3 неделя 1 «Ваза для весенних цветов» (тестопластика) Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Тарелочка (декупаж) Совершенствовать умения детей в использовании различных изобразительных техник. Продолжение работы (декупаж) Упражнять в умении подбирать цвета, развивать фантазию, оформление тарели. 2 4 неделя 2 5 неделя 1 Шкатулочка или коробочка подарочная (декупаж) 1 Выставка детских работ (декупаж) 2 Кораблик (оригами) Учить оформить шкатулку празднично и со вкусом. Уметь поделить работу между собой. Формировать интерес к выставке собственных работ Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов. 4.1 Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в старшей группе На второй учебный год. Сентябрь Тема Программное содержание 3 не де ля 2 неделя 1 неделя 1 Батон, булка и пироженное. (тестопластика) Закреплять умение детей лепить объемные фигуры Познакомить с техникой и приемами смешивания красок на палитре для получения светлых и темных тонов и цветов. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. 2 Продолжение работы (раскрашивание) 1 Яблоки и груши (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять в умении создавать выразительный образ с помощью красок 1 Бананы и виноград Закреплять умение детей лепить объемные 17 (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) 1 «Кролик» Базовая форма – воздушный змей. 2 «Курочка – хохлатка» Базовая форма – воздушный змей 4 неделя фигуры Закреплять способы работы гуашью Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, прием - складка); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Октябрь Программное содержание 1 неделя Тема 1 Натюрморт в корзинке (тестопластика) Упражнять в умении передавать характерную натюрмортов. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью, подбора цветовой гаммы 18 1 Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы «Осение деревья» 2 неделя (Пластинография) 2 «Ветой венок» (тестопластика) Ознакомить детей с плетенкой, давних времен. 1 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. 2 3 неделя Подарки осени (пластинография) 1 Натюрморт из чайной посуды 4 неделя (пластинография) 19 5 неделя 2 Продолжение работы Продолжение работы. 3 «Чудо баночки» «декупаж» 4 Продолжение работы (декупаж) Упражнять в умении подбирать узор из салфеток Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию Ноябрь Программное содержание Тема Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. 1 Снеговик (пластинография) 2 1 неделя Снегурочка (пластинография) 20 Закреплять умение изготавливать игрушки, применяя элементы объёмного квиллинга - «купол» и «конус» из «диска». Дополнить элементами: глазки, носик, хвостик и т. д. Воспитывать желание сделать интересную игрушку и подарить её малышам 1 Нюша (квиллинг) 2 Продолжения работы. (Квиллинг) 2 неделя Продолжить закрепление знаний правил работы с техникой квиллинг. Развивать умение готовить своё место к занятию. «Волшебные узоры» (дукупаж) Учить детей максимально распускать скрученный диск, формировать из него лепесток, из шести таких лепестков склеивать снежинку. Развивать фантазию, умение видеть прекрасное. Воспитывать аккуратность в работе с клеем Закреплять умение работать в технике «декупаж». Упражнять в умении составлять узор из салфеток «Ромашки и божьи коровки» (декупаж) Продолжать упражнять детей в работе с салфетками в технике «декупаж». 1 Снежинки (квиллинг) 3 неделя Обучать детей элементам техники квиллинг, закрепить скручиванию формы «диск», «овал», «лепесток», «капля», и наклеиванию на фон. Развитие фантазии. 2 1 Продолжать учить детей делать объёмные игрушки. 2 Из диска формировать «купол» и «конус» немного изогнутый (шапочка). Дополнить детали: глазки, морковку, ручки и т. д. 4 неделя Снеговик (квиллинг) 21 Декабрь Программное содержание Тема Закрепляем навык скручивания «дисков» из нескольких лент, «овалы», умение формировать купол из большого «диска», фиксировать форму клеем ПВА. Учить детей формировать из «диска» «конус», закрепляя также внутреннюю поверхность клеем ПВА. 1 Дед Мороз (квиллинг) Учить создавать объёмную поделку. Продолжать оформлять работу, привести эстетический вид поделки. 1 неделя 2 Продолжение работы (оформленния) Продолжать учить детей изготавливать любимых героев мультфильма, используя технику квиллинга. 1 Научить детей сформировать из капли клюв, склеивать туловище из двух «куполов». Дополнять Совунья ( квиллинг) 2 неделя элементами: крылья из «капли», ноги из «лепестка». 2 «Рождественский венок» (тестопластика) Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность. 1 3 неделя Продолжение работы (раскрашивание) Развивать технические умения и навыки. 2 Продолжение работы (декупаж) Продолжение работы (Декупаж) Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию Теремок Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. (пластинография) Продолжать развивать умения детей 4 неделя 1 2 22 выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Январь Программное содержание 2 Продолжение работы Уметь доводить начатое дело до конца 1 «Вензель и буквы (тестопластика) Продолжать учить детей создавать, буквы из одельных колбасок или шариков. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 1 «Пасхальный сувенир» Продолжение работы. (декупаж) Упражнять в умении подбирать краски, передавая праздничный колорит. Развивать фантазию. 3 неделя 2 недел я Тема Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству. 2 «Ворона» Базовая форма – 4 неделя воздушный змей 23 Февраль Тема 1 Крош (квиллинг) 1 неделя 2 «Часы и цифры» (тестопластика) 1 Продолжение работы (раскрашивание) 2 2 неделя Ёжик (квиллинг) 1 Программное содержание . Закреплять умение изготавливать игрушки, применяя элементы объёмного квиллинга«купол» и «конус» из «диска». Формировать из овала ушки. Дополнить элементами, соответствующими герою. Продолжать учить правилам безопасности в работе с ножницами. Повторение счета от одного до десяти, закрепление раскатывать колбасок и шариков. Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Закреплять умение формировать «купол» и «конус» из «диска», «купол» из «овала», выгнув с одной стороны. Маленькие «конусы» использовать как иголки для ёжика. Ножки склеить из «лепестков». Продолжать воспитывать аккуратность в работе, умение содержать в порядке рабочее место. Уметь доводить начатое дело до конца Продолжения работы 3 неделя 2 Продолжение работы (оформление) 1 «Веселый мотылек» Базовая форма – 4 недделя воздушный змей. (выполнение из двух Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, выполнении модели из двух одинаковых модулей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место модулей) 24 2 Продолжение работы Воспитывать желание доводить начатое до конца. Март 1 Тема Программное содержание Продолжение работы. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. Придать работе завершенный вид «Весенний коврик» (пластинография) Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам. Продолжение работы Доводить начатое дело до конца 1 неделя 2 1 Закреплять навык изготовления объёмных игрушек. 2 Научить формировать из овала крыло, хвост. 2 неделя №Самолёт» (квиллинг) Продолжать воспитывать аккуратность в работе, содержать своё рабочее место в порядке, приводить его в порядок после работы. 1 Продолжение работы 2 «Елочка» Базовая форма – 3 неделя двойной треугольник (выполнение из трех модулей) Формировать желание доводить начатое до конца. Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – двойной треугольник; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм, умение правильно использовать ножницы; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами» 25 4 неделя 1 «Кулоны» (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки. Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Апрель Тема Программное содержание Ветка сирени. Букет сирени (квиллинг) Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени Лебедь малой формы (декупаж) Закрепить соединение рядов модулей в круг. Научиться превращать столбик модулей в шею лебедя. 1 1 неделя 2 1 Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагоналям; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». «Золотая рыбка» Базовая форма – двойной треугольник 2 Продолжать упражнять детей в работе с салфетками в технике «декупаж». 2 неделя Декорирования обложки книг (декупаж) Упражнять в умении передавать характерную форму, предмета 3 неделя 1 «Пасхальный сувенир» Яйцо (тестопластика) 26 Развивать чувство формы, пропорции. Воспитывать аккуратность. 2 «Пасхальный сувенир» Продолжение работы. (декупаж) 4 неделя 1 Декупаж деревянных изделии Упражнять в умении подбирать краски, передавая праздничный колорит. Развивать фантазию. Продолжать упражнять детей в работе с салфетками в технике «декупаж». 2 «Мишка» (декупаж) Развивать технические умения и навыки. 1 Продолжение работы. Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – двойной треугольник, обращая внимание на ровное выполнение сгиба по диагоналям; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центральная линия); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; 2 «Разноцветные мотыльки» 5 неделя Базовая форма – двойной треугольник Май Тема 1 2 недел я 1 неделя1 Корзина с цветами (квиллинг) Программное содержание Закреплять умение создавать с помощью элементов квиллинга «капли», «глаза», «диска» и «овала» композицию из различных цветов. Развивать фантазию, продумывать композицию. Воспитывать Желание порадовать своим подарком маму. Продолжать создавать любимых героев мультфильма. 2 27 Кар Карыч (квиллинг) 1 Фото рамка 3 неделя «Ягодка» (декупаж) 2 «Венок с цветами» (тестопластика) 1 4 неделя Продолжение работы. 2 Венок с фруктом (тестопластика) 1 4 неделя Коробочка подарочная (декупаж) 4 неделя 1 Подарки малышам (декупаж) Продолжение работы (декупаж) 28 Закреплять умение делать объёмные игрушки, склеивать из двух куполов шар, из лепестка крылья,тщательно промазывать каждый купол внутри клеем; формировать клюв из капли. Создать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформления фото рамки. Вызвать интерес к предстоящей работе Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Совершенствовать умения детей в использовании различных изобразительных техник. Свивание из двух колбасок или плетение из трех, тюрморт разные ягоды и фрукты. Учить оформить шкатулку празднично и со вкусом. Уметь поделить работу между собой. Декорирования из различного материала, Ведерочко, игрушки… Украшения изделия, довести начатое дело до конца. 4.2 Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в подготовительной группе На первый учебный год. Сентябрь Тема Программное содержание 2 неделя 1 Натюрморт с самоваром (тестопластика) Закреплять умение детей лепить объемные фигуры Познакомить с техникой и приемами смешивания красок на палитре для получения светлых и темных тонов и цветов. 2 3 неделя Продолжение работы (раскрашивание) Венок с фруктами (тестопластика) Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Продолжение работы Упражнять в умении создавать (раскрашивание) выразительный образ с помощью красок 1 2 4 неделя 1 2 Медальон «ангел» (тестопластика) Закреплять умение детей лепить объемные фигуры Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью Октябрь Программное содержание Тема 1 неделя 1 Брошки с застежкой (тестопластика) 2 Изготовление броши из овала, ромба, круг и других форм. Освоение приемов: ощипывание и 29 «Дождик проказник» (пластинография) размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета Продолжение работы (раскрашивания) Закреплять способы работы гуашью, подбора цветовой гаммы 2 «Брелок котенок» (тестопластика) Учить оформлять изделия как брелок. 1 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять способы работы гуашью 3 неделя 2 неделя 1 2 «Ау, грибочек!» (пластинография) (пластинография) Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Мишка (квиллинг) Продолжать создавать с детьми любимых героев мультфильма, развивать фантазию. 1 «Клубочки для котенка» 4 неделя Освоение приемов: раскатывания, расплющивания, скатывание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей. Воспитывать интерес к познанию природы. 2 3 5 неделя «Лягушонок» Базовая форма – треугольник (оригами) 4 «Собачка» (магнит на холодильник) (квиллинг) Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовой формы; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками. Закреплять умение накручивать диск из нескольких полосок картона, плотно укладывая, чтобы работа не распадалась; накручивать «овал». Фиксировать элемент с помощью клея. Формировать из этих элементов части тела собаки нужной формы. Создавать из знакомых элементов 30 композицию. Ноябрь Программное содержание Тема Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – треугольник, по словесной инструкции педагога; Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами» 1 1 неделя «Яхта» Базовая форма – треугольник (оригами) 2 Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать образ солнышка. Развитие пространственного мышления, восприятия, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином. Продолжать закреплять умение склеивать шар из двух «куполов», сформированных из «диска». «У солнышка в гостях» (пластинография) 1 2 неделя Копатыч (квиллинг). Закреплять умение формировать из овала руки, а ноги из «овала», выгнутого с одной стороны. Промазывать все выпуклые элементы клеем. Закрепить умение скручивать «диск» из нескольких полосок, плотно накладывая их друг на друга, формировать из них «купол»,промазывать внутри клеем для фиксации, склеивать шар. 2 Бараш (квиллинг) Дополнять поделку элементами- руки 31 из «капли», рога из «конуса». Развивать фантазию. Напомнить детям о дне космонавтики. Закрепить умение формировать «конус» из «диска»; хорошо его фиксировать клеем; дополнить различными элементами по желанию детей.Развивать фантазию 1 3 неделя Спутник (квилинг) 2 «Чудо - домик» (пластилинография) 1 Продолжение работы Уметь доводить начатое дело до конца Пин (квилинг) Продолжать создавать с детьми любимых героев мультфильма, развивать фантазию. 2 4 неделя Освоение приемов: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать домик в технике «пластилинография» Закреплять умение склеивать шар из «куполов» и дополнять крылышками«капельками», ножками из «лепестков» и другими элементами. Декабрь Программное содержание Тема Продолжать создавать любимых героев мультфильма. Закреплять умение делать объёмные игрушки, склеивать из двух куполов шар, тщательно промазывать каждый купол внутри клеем; 1 1 неделя Лосяш (квилинг) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств 2 Продолжение работы (оформленния) 32 Закреплять умение формировать изогнутый «конус» 1 Утёнок (квиллинг) 3 неделя 2 неделя из «диска»,хорошо фиксируя его клеем, хорошо склеивать объёмные детали. Изготовить ножки из «лепестков». Воспитывать навык содержать рабочее место в порядке. 2 «Колокольчик» (тестопластика) Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике 1 Продолжение работы (раскрашивание) Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность. «Чудо баночки, горшочки» (декупаж) 1 4 неделя Упражнять в умении подбирать узор из салфеток 2 Продолжение работы Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию Освоение приемов: скатывание, оттягивание, раскатывание. Формировать интерес детей к изготовлению предметов из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы. 2 «Гусеница» (пластинография) Январь Программное содержание Тема 2 недел я 2 Продолжение работы Уметь доводить начатое дело до конца Продолжать учить детей создавать, орегенальные изделия. 3 неделя 1 «Фоторамка (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 33 Закреплять умение работать в технике «декупаж», аккуратно наклеивая салфетки на поверхность 1 4 неделя Часы (декупаж) (коллективная работа) Формировать желание работать дружно 2 Продолжение работы Февраль Программное содержание Тема 2 «Соленые »картины (тестопластика) Продолжать учить детей изготавливать игрушки в технике квиллинг. Закреплять умение хорошо склеивать между собой объёмные детали «купола». формируя туловище попугая. Изготовить крылья из элементов «капля».Оформить дополнительными элементами. Задумывание картины, представления ее, изготовление картины. 1 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 1 1 неделя Попугай (квиллинг) 2 неделя 2 Корзина с ромашками. 4 недделя 3 неделя (коллективная работа), (квиллинг) Познакомить детей ещё с одним способом изготовления бахромчатых цветовнакручивание из сложенных вдвое и разрезанных на узкие ленты полос. Воспитывать желание коллективно трудиться, помогать друг другу. 1 Продолжения работы Уметь доводить начатое дело до конца 2 Продолжение работы (оформление) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств 1 «Волшебные узоры» (дукупаж) Закреплять умение работать в технике «декупаж». Упражнять в умении составлять узор из салфеток 2 Продолжение работы Воспитывать желание доводить начатое до конца. 34 Март Программное содержание Тема 1 1 неделя Продолжение работы. 2 «Змейка» (пластинография) 1 2 неделя Продолжение работы 2 Полянка (квиллинг) 3 неделя 1 Продолжение работы Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. Придать работе завершенный вид Освоение приемов: раскатывания, оттягивание, скатывание. Формировать умение оформлять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. Придать работе завершенный вид. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам. Формировать желание доводить начатое до конца. Координировать движение глаз 2 Открытка и рук. Воспитывать интерес к «к 8 марта» (декупаж) познанию природы. Развивать 4 неделя творческую активность. 1 Картины - портреты (тестопластика) 2 Продолжение работы (раскрашивание) Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки. Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 35 Апрель Программное содержание Тема 1 Закрепить умения увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Учить создавать треугольного модуля специальный модуль «лепесток» 1 неделя Лилия (оригами) Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса. 2 Ёлка. Царевна – ёлочка. (композиция), (оригами) Закрепить соединение рядов модулей в круг. Продолжать делать переходы на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. 1 2 неделя Зайка (оригами) 2 Кактус (квиллинг) 3 неделя 1 Закрепить навыки скручивания «диска», «овала». Учить изготавливать кашпо, формируя его из «диска». Продолжать учить тщательно склеивать элементы и располагать их на основе. Упражнять в умении передавать характерную форму, предмета «Фигурные подсвечники» (тестопластика) Развивать чувство формы, пропорции. Воспитывать аккуратность. 2 Продолжение работы 4 неделя 1 Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы (оригами) 36 совмещая вершины углов и стороны деталей. Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста. Развивать технические умения и навыки. 2 Роза (оригами) 1 5 неделя Продолжение работы. Учить изготовлять яйцеобразную форму (тело рыбки, изготавливать поделки из разных компонентов соединяя их. 2 Рыбка (оригами) Май Программное содержание Тема 1 1 неделя Белочка (квиллинг) 2 2 неделя Собака (квиллинг) 1 4 неделя 3 неделя Фото рамка «Анютины глазки» (декупаж) Учить детей накручивать большой диск, плотно накладывая полоски картона, друг на друга. Учить составлять из знакомых элементов квиллинга голову зайчика, соблюдая пропорции. Дополнять работу элементами (глазки, ротик и т. д.) Продолжать учить накручивать «диск» из нескольких полосок, накладывая их плотно, друг на друга, чтобы работа не распадалась. Учить формировать из диска треугольные ушки. Закреплять навык работы с клеем. Создать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформления фото рамки. Вызвать интерес к предстоящей работе 2 «Детская скульптура» (тестопластика) Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. 1 Продолжение работы. Совершенствовать умения детей в использовании различных 37 изобразительных техник. Свивание из двух колбасок или плетение из трех, тюрморт разные ягоды и фрукты. 2 Венок с фруктом (тестопластика) 1 4 неделя «Райская птичка» Базовая форма – воздушный змей (оригами) 4 неделя 2 «Совушка - сова» Базовая форма – воздушный змей (оригами) 38 Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, соблюдая правильность сгиба по диагонали; Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при использовании ножниц в выполнении надрезов в модели; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центральная линия); Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей; Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по нанесенному контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному 4.3 Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду «Маленькие волшебники» в подготовительная группе На второй учебный год. Сентябрь Тема Программное содержание Ознакомление из слоенного теста замечательные картины (картон, Ткань грубого плетения, дерева береста, тарелка. 1 2 неделя Соленые картины (тестопластика) Познакомить с техникой и приемами смешивания красок на палитре для получения светлых и темных тонов и цветов. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. 3 неделя 1 Маски с узорами (тестопластика) Продолжение работы (раскрашивание) 2 Упражнять в умении создавать выразительный образ с помощью красок Закреплять умение детей лепить объемные фигуры 4 неделя 1 Картина - портрет «петрушка «(тестопластика) Продолжение работы (раскрашивание) 2 Закреплять способы работы гуашью Октябрь Тема Программное содержание Создания рельефной картины символ благополучия и достатка 1 неделя 1 Рог изобилия (тестопластика) 2 «Осенняя берёза» (пластинография) 1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах). 2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу 39 толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. 4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе. 1 2 неделя Продолжение работы (раскрашивания) 2 1 Панно «дерево жизни» (тестопластика) Продолжение работы (раскрашивание) 2 «Клоун» (пластинография) 3 неделя Закреплять способы работы гуашью, подбора цветовой гаммы Закреплять способы работы гуашью 1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его. 2.Закреплять части тела человека. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. 1 4 неделя «Солнце в тучах». (пластинография) 4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.. 1.Расширять представления детей о погодных изменениях. 2.Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета. 3.Продолжать развивать мелкую моторику рук. 40 4.Развивать аккуратность в выполнении работы. 2 Мишка (квиллинг) 3 Базовая форма «двойной треугольник». Петух. Продолжать создавать с детьми любимых героев мультфильма, развивать фантазию. Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья и хвост для петуха. Закреплять умение накручивать диск из нескольких полосок картона, плотно укладывая, чтобы работа не распадалась; накручивать «овал». Фиксировать элемент с помощью клея. Формировать из этих элементов части тела собаки нужной формы. 5 неделя 4 Собачка. (магнит на холодильник). (Квиллинг) Создавать из знакомых элементов композицию. Ноябрь Тема Программное содержание Георгины. Ирисы. Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между «Снежинка» (пластинография) Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». 1 1 неделя 2 Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. 41 Продолжать закреплять умение склеивать шар из двух «куполов», сформированных из «диска». 1 2 неделя Копатыч (квиллинг). Закреплять умение формировать из овала руки, а ноги из «овала», выгнутого с одной стороны. Промазывать все выпуклые элементы клеем. Закрепить умение скручивать «диск» из нескольких полосок, плотно накладывая их друг на друга, формировать из них «купол»,промазывать внутри клеем для фиксации, склеивать шар. 2 Бараш (квиллинг) Дополнять поделку элементами- руки из «капли», рога из «конуса». Развивать фантазию. Напомнить детям о дне космонавтики. Закрепить умение формировать «конус» из «диска»; хорошо его фиксировать клеем; дополнить различными элементами по желанию детей.Развивать фантазию 1 Спутник (квилинг) Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. 2 3 неделя «Мой домашний питомец». (пластилинография) 2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. 4 неделя 3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). 1 4.Продолжать развивать аккуратность в работе. Уметь доводить начатое дело до конца Продолжение работы 42 Продолжать создавать с детьми любимых героев мультфильма, развивать фантазию. 2 Пин (квилинг) Закреплять умение склеивать шар из «куполов» и дополнять крылышками«капельками», ножками из «лепестков» и другими элементами. Декабрь Тема Программное содержание Лосяш (квилинг) Продолжать создавать любимых героев мультфильма. Закреплять умение делать объёмные игрушки, склеивать из двух куполов шар, тщательно промазывать каждый купол внутри клеем; 1 неделя 1 Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств 2 Продолжение работы (оформленния) Закреплять умение формировать изогнутый «конус» 1 2 неделя Утёнок (квиллинг) из «диска»,хорошо фиксируя его клеем, хорошо склеивать объёмные детали. Изготовить ножки из «лепестков». Воспитывать навык содержать рабочее место в порядке. 2 3 неделя 1 «Змея на ветке» (тестопластика) Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность. Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять в умении подбирать узор из 2 43 1 «Чудо баночки, горшочки» (декупаж) салфеток Продолжение работы Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию Расширять знания детей о праздниках и традициях. 2 4 неделя «Ёлочка зелёная» (пластинография) Учить детей путём пластинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками. Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость ёлочки. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Развивать аккуратность в выполнении работы. Тема Программное содержание 2 Продолжение работы Уметь доводить начатое дело до конца 1 «Птичий двор» (тестопластика) Учить лепить из исходной формы широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук. 2 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Часы (декупаж) (коллективная Закреплять умение работать в технике «декупаж», аккуратно наклеивая салфетки на поверхность 4 неделя 3 неделя 2 неделя Январь 1 44 работа) Формировать желание работать дружно 2 Продолжение работы Февраль Тема Программное содержание Попугай (квиллинг) Продолжать учить детей изготавливать игрушки в технике квиллинг. Закреплять умение хорошо склеивать между собой объёмные детали «купола». 1 1 неделя формируя туловище попугая. Изготовить крылья из элементов «капля». Оформить дополнительными элементами. 2 «Персонаж любимой сказки» (тестопластика) Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. 1 Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски Корзина Познакомить детей ещё с одним способом изготовления бахромчатых цветов-накручивание из сложенных вдвое и разрезанных на узкие ленты полос. Воспитывать желание коллективно трудиться, помогать друг другу. 2 неделя 2 с ромашками. 4 недделя 3 неделя (коллективная работа), (квиллинг) 1 Продолжения работы Уметь доводить начатое дело до конца 2 Продолжение работы (оформление) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи дополнительных средств 1 «Волшебные узоры» (дукупаж) Закреплять умение работать в технике «декупаж». Упражнять в умении составлять узор из салфеток 45 2 Продолжение работы Воспитывать желание доводить начатое до конца. Март Тема Программное содержание Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. 1 Продолжение работы. Придать работе завершенный вид 2 1 неделя «Животные нашего леса. Лиса». (пластинография) .Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. 2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. 3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). 4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. 1 2 неделя Продолжение работы Придать работе завершенный вид. 2 (Квиллинг) Полянка 1 3 неделя 5.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда. Продолжение работы 2 Открытка 4 неде ля «к 8 марта» (декупаж) 1 Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам. Формировать желание доводить начатое до конца. Координировать движение глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы. Развивать творческую активность. Развивать общую ручную умелость. Показать 46 «Снеговик» (тестопластика) способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом. Продолжение работы (раскрашивание) Упражнять детей в умении создавать образ при помощи краски 2 Апрель Тема Программное содержание Ветка сирени. Букет сирени. (оригами) Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени. 1 неделя 1 Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста 2 Праздничные салфетки. Лебедь. Роза. 1 Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – двойной треугольник, по словесной инструкции педагога, или с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к «Гномик» Базовая форма – 2 неделя двойной треугольник 47 художественному творчеству, в частности искусству «Оригами». Закрепить навыки скручивания «диска», «овала». 2 Кактус Учить изготавливать кашпо, формируя его из «диска». (квиллинг) Продолжать учить тщательно склеивать элементы и располагать их на основе. 3 неделя 1 «Подарок маме» (тестопластика) Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки. Развивать чувство формы, пропорции. 2 Продолжение работы Воспитывать аккуратность. Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – конверт, обращая внимание на ровное, аккуратное выполнение сгибов по диагоналям; Закреплять умение складывать базовую форму – двойной треугольник; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству Расширять представления дошкольников о многообразии базовых форм в технике «Оригами», познакомить с новой базовой формой – птица; Развивать мелкую моторику кистей рук, 1 «Одуванчик» Базовые формы – конверт, 4 неделя двойной треугольник 2 «Ласточка» Базовая форма – птица 48 внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы, вырезывать по контуру; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами». Развивать технические умения и навыки. 1 Продолжение работы. Продолжать формировать умение выполнять складывание базовой формы – птица; диагональ, центральная линия, стороны, примыкающие к центральной линии); Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, логическое и пространственное воображения; Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности искусству «Оригами», желание сделать поделку своими руками 2 «Журавлик» неделя 5 Базовая форма – птица Май Тема Программное содержание Белочка (квиллинг) Учить детей накручивать большой диск, плотно накладывая полоски картона, друг на друга. 1 неделя 1 Учить составлять из знакомых элементов квиллинга голову зайчика, соблюдая пропорции. Дополнять работу элементами 49 (глазки, ротик и т. д.) Продолжать учить накручивать «диск» из нескольких полосок, накладывая их плотно, друг на друга, чтобы работа не распадалась. Учить формировать из диска треугольные ушки. 2 2 неделя Собака (квиллинг) Закреплять навык работы с клеем. Создать возможность 3 неделя 1 Фото рамка проявления своей фантазии, «Анютины глазки» (декупаж) изобретательности. Показать приемы оформления фото рамки. Вызвать интерес к 4 неделя предстоящей работе 2 «Корзинка с грибами» (тестопластика) Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. 1 Продолжение работы. Совершенствовать умения детей в использовании различных изобразительных техник. 2 «Фрукты на тарелке» (тестопластика) Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. Продолжать упражнять в умении выполнять складывание базовой формы – рыба, по словесной инструкции педагога или с использованием пооперационной карты; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, тупой угол, диагональ, центр); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; 4 неделя 1 «Морской котик»» Базовая форма – рыба. 50 4 неделя 2 Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами», желание сделать поделку как можно красивее Упражнять в умении самостоятельно складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое; Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль, вдоль пополам); Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм; Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами» «Слоненок» Базовые формы – треугольник, воздушный змей. (с усложнением, выполнение из трех модулей) 5. Методические материалы 5.1 Инструкция по технике безопасности. Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием видов художественных работ и техник. И для того, чтобы ребенок свободно мог реализовать возникший у него замысел, нужно: - дать ему знания и навыки работы с различными материалами (бумагой, нитками, пластелином, фанерой, тестопластика, тканью и другими материалами); - научить работать с различными техническими средствами (клейстер, клей ПВА, "Момент", лаки, грунтовка) и инструментами ( ножницы, резак). Инструкция при работе с ножницами 1. Передаем или переносим ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 51 2. Ножницы кладем справа от себя, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. 3. Нельзя перекусывать и отрывать нить рукой, только отрезаем ножницами. 4. Следим, чтобы ножницы не оставались под изделием. 5. Следим, чтобы ножницы не падали на пол. 6. Не бросать, не брать в рот, не оставлять с открытыми лезвиями. 7. Не класть близко к краю. 8. Не размахивать, не поднимать высоко над головой. Инструкция при работе с бумагой 1. Не порежьтесь о края бумаги. 2. Не пораньте лицо и глаза углами бумаги Инструкция при работе с клеем, красками, лаком 1. Пользуемся только клеем ПВА. 2. Намазываем клей кисточкой. 3. Не допускаем попадания клея в рот. 4. Не размахиваем кистью с клеем. 5. Следим, чтобы клей, краски, лак не попадали на кожу рук, глаза. 6. При попадании клея, краски, лака в глаза – тщательно промыть водой. 7. Ручки, карандаши, кисти не брать в рот. 8. Хранить карандаши, кисти, ручки в специальной подставке. Инструкция при работе в кабинете 1. Вести себя спокойно, не бегать, не прыгать, не лазить под столы. 2. Не разбрасывать вещи по кабинету 3. Соблюдать порядок на столе. 4. По окончании работы убрать за собой стол, положить все вещи и инструменты по местам. 5. Навести порядок в кабинете. 5.2 Дидактический материал. Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы 52 включает: • фотоматериалы по разделам занятий; • литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); • методическую копилку игр (для физминуток и на сплочение детского коллектива); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы); Дидактические игры: «Что лишнее». Цель: развивать память, логическое мышление, воображение. Прививать любовь к искусству. «Мозаика». Цель: развивать воображение, мышление, память, прививать любовь к творчеству; формировать эстетические чувства на материале произведений искусства. «Модели для самостоятельного творчества детей». Цель: развивать чувство цвета, ориентировку на формате. Развивать творчество, самостоятельную активность детей. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту, разнообразие форм и цвета. Развивать эстетическое восприятие. «Найди пару». Цель: подобрать соответствующее изображение по цвету, контуру и силуэту. «Что увидел художник» Цель: развивает память, логическое мышление, воображение. Прививает интерес к искусству. 5.3 Методические рекомендации к программе индивидуальной работы. Данная подпрограмма дополняет образовательную программу, по форме и содержанию является программой индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания. Задачи программы индивидуальной работы: - развить мелкую моторику; - воспитать стремление к успеху, - помочь ребёнку обрести уверенность в себе и потребность к самосовершенствованию; - помочь ребенку адаптироваться в творческом коллективе. 53 Необходимость создания данной программы вызвана тем, что в студию приходят дети, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Эти ребята испытывают большие трудности в процессе выполнения заданий, не уверены в своих возможностях. Чтобы научить их верить в свои силы, проводятся индивидуальные занятия по два часа в неделю. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Упражнения для ладоней и пальцев с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами оказывают оздоровительный и тонизирующий эффект для организма. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Прекрасное 43 оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Работы российского учёного В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. На занятиях мною используются задания из сборников О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой «Пальчиковая гимнастика», Евгения Синицына «Умные пальчики», О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Физкультурные минутки». 5.4 Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. Творческий союз педагога дополнительного образования и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение помогут наполнить жизнь ребёнка интересными делами, посильным трудом; окажут воздействие на формирование самостоятельности и самоконтроля. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделки удовлетворит потребность ребёнка в активной деятельности, даст реальное воплощение мысли, фантазии. Наладить взаимодействие с родителями призваны: - мастер-класс в середине года, который должен стать для родителей школой педагогического мастерства, где они будут учиться организации труда ребёнка по изготовлению поделок, методике подобной работы в условиях семьи; - присутствие на конкурсе в конце года, где родители привлекаются к оценке детских работ; - результаты мониторинга; - традиционные формы – родительские собрания (в начале и конце учебного года) и индивидуальные консультации, беседы по необходимости. Очень важен подобный контакт с семьёй, который помогает создать духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей. 54 6. Список используемой литературы: 1. Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников” М., 2008.; 2. Махмутова Х. “Декупаж из салфеток” М.; 2010.; 3. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.; 4. Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.; 5. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007; 6. Скребцова Т.О. Соленое тесто. «Феникс», 2007. 7. О.А. Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством. М., 2006; 8. О.А. Соломенникова «Радость творчества» М., 2005; 9. Ултер Хелен популярный квиллинг: цветы, птицы , животные из бумажных лент. Пер. сонг. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008. 10. Багатова. И. В. Квиллинг 70 моделей композиций из гофрированного картона, бумажной ленты,- М.: Мартин, 2011. 11. Р.П. Андреева “Расписные самоделки” Санкт - Петербург, 2000 г. 12. Детское художественное творчество. И. А Лыкова. Издательский дом «Цветной мир», 2014. 13. Давыдова Г.Н. Пластилинография -2 Скрипторий-2003 Год: 2008 14. Колдина Д. Н.Лепим игрушки. Маленький художник Мозаика-Синтез Год: 2008 15. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник Мозаика-синтез Год: 2008 16. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.: Издательский дом «Литература,» 2001. 17. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003. 18 С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. 19. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского - М: Издательство Эксмо, 2006 . 20. Воронина Г. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга.- М.: Эксмо, 2011. – 80 с.: ил. – (Азбука рукоделия) 55 7. Диагностика по ручному труду (старшая группа) № п/ п Список детей Овладение приемов работы с материалами Квилли нг Тестопл астика Декуп аж Пласти нограф ия Развитие конструктив ных способностей (лепить, резать, клеить, рвать, измерять) Мелкая моторика Оригами Сформирован На стадии формирования Не сформирован – 7.1 Педагогическое обследование детей маленькие волшебники (старшая группа) № 1 Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания сформированы на стадии формирования Узнай и назови вид материала и его свойства Природный. Бросовый, бумага, ткань, дерево, кожа, поролон, металл, пластмасса, береста, небольшие фрагменты Знает и называет не менее 7-8 видов материала и свойств Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств Овладение приемами работы с материалами Ножницы, клей, стек Владеет 5 приемами (вырезает, режет, склеивает, скрепляет) Владеет 4 приемами Знает о многообразии декоративноприкладного искусства Работает с тестом Узнает 7 видов декоративноприкладного искусства Владеет приемами лепки и росписи 2 3 Знания, умения, навыки 56 7 видов декоративноприкладного искусства 4 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса Природный, бросовый и вспомогательный материал Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее Делает работу с помощью взрослого или ребенка Мелкая моторика рук Мелкие вспомогательные детали Прочно скрепляет детали самостоятельно Пытается скреплять самостоятельн о или с помощью взрослого 5 57 № п/п Ф.И. ребенка н к н к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «н» – начало года; «к» – конец года 58 н к н к н к н Отношение к лепке Отношение к рисованию Проявление самостоятельности Наличие замысла Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) Точность движений Технические навыки 7.2 Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности». к н к 59