Пояснительная записка Программа является общеобразовательной общеразвивающей и имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы. Необходимость раннего обучения детей умениям целенаправленного и грамотного ведения единоборств диктует сама жизнь. Каждый взрослый на собственном опыте знает, как увлечённо и самозабвенно дети борются между собой, едва только научатся ползать и ходить. Это естественная детская страсть к самоутверждению. Ребёнок, занимающийся дзюдо, овладевает такими качествами, как дисциплина, духовное и нравственное воспитание. Кроме того, он овладевает акробатическими упражнениями. В единоборстве ребёнок овладевает качеством самооценки и умением замечать окружающий мир. Познание дзюдо даёт физическое воспитание в полном объёме наряду с духовным воспитанием, учит умению терпеть и быть собранным, продумывать свои действия и дозировано прикладывать свою силу. , Новизна программы. В настоящее время предлагаемый программный материал по технике единоборств с восьмилетнего возраста заметно отстаёт от требований современной действительности и естественных возрастных потребностей детей. Поэтому планомерно приучать к навыкам посильного единоборства необходимо с четырехлетнего возраста. Дошкольный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объёма двигательных навыков, приобретаемых в течении всей жизни человека, осваивается в возрасте от 4 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы, прививаться осмысленные, грамотные представления о важнейших правилах и посильных способах ведения единоборства. Простейшие формы борьбы прекрасно развивают на фоне положительных эмоций силу и ловкость, быстроту и гибкость, внимание и память, волю и сообразительность, вообще целый комплекс необходимых физических и психических качеств. Программа написана с учетом нормативно правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №176-р) 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018) 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобразование науки России от 18.11.2015 № 09-3242 5. Письмо Минобразование науки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2017 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 7. Устав БМАУ СОК «Лидер» Программа разработана для проведения занятий с детьми начиная с 5 до 7- летнего возраста. В данную программу включены игры и упражнения, включающие в себя элементарные элементы борьбы. Цель программы: физическое развитие и оздоровление детей через занятия дзюдо. Задачи программы: Образовательные: 1. Изучить технико-тактические действия дзюдо, сформировать знания о дзюдо как виде спорта. 2. Дать необходимые знания, умения и навыки по овладению основами борьбы дзюдо 3. Содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию. Развивающие: 1. Развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость). 2. Формировать потребность в занятиях физической культурой и интерес к занятиям дзюдо. Укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку. 3. Развивать основные двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение). Воспитательные: 1.Воспитывать нравственные, интеллектуальные и волевые качества; 2. Воспитывать навыки бесконфликтного общения в коллективе. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год. Режим, формы занятий Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя беседы, объяснение выполнения упражнений и т.д. Практическая часть включает в себя учебно-тренировочные, тренировочные занятия, контрольные и соревновательные турниры. Учебно-тренировочное занятие – наиболее распространённая форма организации занятий, на котором изучаются и совершенствуются техника и тактика борьбы, физические и волевые качества. Занятие условно делится на 3 части: 1 часть – подготовительная, которая включает в себя построение, проверку присутствующих на занятии, сообщение задач предстоящей работы, строевые упражнения , 2 часть – основная, которая включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения с включением элементов единоборств. Основная часть занятия в большинстве случаев начинается с повторения ранее пройденного материала. Затем занимающиеся изучают новые приёмы, защиты и т.д. Повторив, ранее изученные приёмы и закрепив, вновь изученные занимающиеся совершенствуют их в учебно-тренировочных или тренировочных схватках. 3 часть – заключительная, на которой постепенно снижается нагрузка, активизируются восстановительные процессы в организме, подводятся итоги занятия. Заключительная часть занятия включает в себя игры. Характеристика участников программы Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7 лет). Количество обучающихся в группе 1 года обучения от 4 до 15 человек, 2и 3 года обучения от 4 до 15 человек. К занятиям допускаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Ожидаемые результаты 1. Дети приобретут навыки выполнения различных упражнений единоборства: быстро и надёжно выполнять необходимый захват, быстро и ловко перемещаться на татами, умело предотвращать осуществление захвата соперников или своевременно освобождаться от него, выводить соперника из равновесия, сковывать его действия и вынуждать отступать, создавать себе удобную позицию для атаки и достижения победы в схватке, умения самостраховки. 2. У обучающихся улучшатся рефлекторные механизмы нервной системы, а также возрастет точность дифференцировок и пластичность функциональной деятельности; 3. Повысится активность детей; нерешительный ребёнок становится более раскованным и активным, и наоборот, очень подвижный становится более сосредоточенным и внимательным. Формы проведения итогов реализации программы В течение учебного года проводятся: - текущая аттестация в форме открытого занятия, зачета - промежуточная аттестация в форме в форме борьбы в партере , турнир «Уральские медвежата» - итоговая аттестация в форме соревнования. № 1 2 3 4 Учебно-тематический план 1 год обучения Тематический блок Часы Всего Итоги, (форма аттестации) Теория Практика часов Вводное занятие 1 1 2 Текущая Общая физическая 1 36,5 37,5 аттестация подготовка Специальная 0,5 42,5 43 Текущая физическая аттестация подготовка Открытое занятие Начальные формы 0,5 61 61,5 Промежуточная упражнений дзюдо аттестация Турнир «Уральские медвежата» Итого 3 141 144 Содержание программы. 1 год обучения Теоретические занятия (3 часов) 1. Краткий обзор развития борьбы (0,5 часа) 2. Ритуал приветствия (позы, поклоны), завязывание пояса (0,5 часа) 3. Теоретические сведения о технике и тактике борьбы (основные понятия о бросках, приёмах, расположениях, передвижениях) (1 час) 4. Оборудование, инвентарь и уход за ним (0,5 часа) 5. Техника безопасности при занятиях борьбой (0,5 часа) I. Вводное занятие Техника безопасности, правила поведения в спортивном зале, краткий обзор развития борьбы. II. Общая физическая подготовка (37,5 часа) Строевые упражнения Строевые приемы. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «По порядку - рассчитайсь!», «На первый-второй рассчитайсь!» и др. Построение в колонну по одному, по два, в одну шеренгу, в две, в круг, парами. Общие подготовительные координационные и развивающие упражнения Ходьба. Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, на внешней стороне стопы, с высоким подниманием бедра, «змейкой», «гусиным шагом». Бег. В колонне по 1, по 2, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставным шагом, в быстром и медленном темпе, в чередовании с ходьбой, в разных направлениях, с поворотами на 360 градусов, на коленях, на четвереньках. Прыжки. На одной и двух ногах, вперед, назад, с продвижением вперед. Равновесие. Ходьба по линии, между двух линий, по скамейке, с закрытыми глазами, стойка на одной ноге. Упражнения без предметов, с предметами. Акробатические упражнения. Кувырки боком и вперед. Игры с ходьбой и бегом: «Займи свое место», «Мыши в норках», «Лошадки», «Поезд», «Воробышки и кот», «Пройди не задень», «Слушай сигнал», «Кто быстрее». Игры с прыжками: «Веселые зайки», «Болото», «Ворона и воробьи», «Поймай комара», «Достань до предмета». Игры с ползанием: «Веселые жучки», «Черепашки», «Медвежата». Игры на ориентирование в пространстве: «Пройди не упади», «Воротца», «Кто ушел» III. Специальная физическая подготовка (43 часа) Упражнения для развития специальных физических качеств: Сила: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой, поднимание ног. Выносливость: стоика на лопатках, «рыбка», лодочка Гибкость: гимнастический мост Ловкость: выведение из равновесия соперника. Текущая аттестация: открытое занятие. IV. Начальные формы упражнений дзюдо (61,5 часа) Падение. Падения чрезвычайно важная часть борьбы дзюдо, умение падать необходимо при выполнении бросков. В дзюдо различают три основных формы падения: на спину; на бок; вперёд кувырком. Самостраховки. Стойки (основная: фронтальная, правая, левая; защитная: фронтальная, правая, левая). Перемещение (попеременным шагом: лицом вперед, спиной вперед; с подшагиванием: лицом вперед, спиной вперед, боком). Захваты защитные, вспомогательные, атакующие. Захваты применяемые для проведения приемов стоя и лежа (рукава и разноименного отворота, двух отворотов, рукавов снизу, рукава и пояса спереди и сзади, рукава и туловища, рукава и туловища, руки под плечо). Выведение из равновесия. Промежуточная аттестация: турнир «Уральские медвежата». К концу 1 года обучения дети будут знать и уметь выполнять: будут знать краткую историю возникновения дзюдо, названия инвентаря, ритуал приветствия (поклоны, позы), технику безопасности при тренировочных занятиях; акробатические элементы (кувырки вперёд, боком; различные виды самостраховок); смогут показать различные стойки, научатся передвигаться по татами; научатся брать захваты (за кимоно, штанину, пояс); падения на бок (левый, правый), па спину, на живот; страховку и самостраховку партнёра при выведении из равновесия с последующим его падением; Выполнение приёмов в стойке: выведение из равновесия Учебно-тематический план 2 год обучения № Тематический блок 1 2 Вводное занятие Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка 3 4 Часы Теория Практика 1 1 0,5 33,5 Всего часов 2 34 0,5 43 43,5 Начальные формы упражнений дзюдо 1 63,5 64,5 Итого 3 141 144 Итоги, (форма аттестации) Текущая аттестация Текущая аттестация Открытое занятие Промежуточная аттестация Турнир «Уральские медвежата» Содержание программы 2 года обучения. Теоретические занятия (3 часа) 1. Краткий обзор развития борьбы (0,25 часа) 2. Ритуал приветствия (позы, поклоны), завязывание пояса (0,25 часа) 3. Теоретические сведения о технике и тактике борьбы (основные понятия о бросках, приёмах, расположениях, передвижениях) (1 час) 4. Правила соревнований (0,5 часа) 5. Оборудование, инвентарь и уход за ним (0,5 часа) 6. Техника безопасности при занятиях борьбой (1 час) I. Вводное занятие Техника безопасности, правила поведения в спортивном зале, краткий обзор развития борьбы II. Общая физическая подготовка (34 часа) 1. Общеразвивающие физические упражнения: строевые упражнения: повороты налево, направо, кругом; перестроения; ходьба с активными наклонами головы вперёд, назад, вправо, влево; ходьба с круговыми движениями головой; бег приставными шагами; бег с поворотом на 360; передвижения прыжками; забегания; прыжки на одной ноге; бег на четвереньках. 2. Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад; перекаты; кувырки через мяч. 3. Игры и эстафеты: игры направлены на закрепление акробатических упражнений; игры и эстафеты, направлены на закрепление общеразвивающие упражнений и тренировочного воздействия на организм ребёнка; 4. Разминочные упражнения: разминка верхней и нижней части тела; разминка сидя, лёжа. III. Специальная физическая подготовка (43,5 часа) 1. Ритуалы в дзюдо. Приветствие. 2. Складывание кимоно. Завязывание пояса. Игра с заданием: кто правильно и быстрее остальных завяжет пояс; лучше и правильно сложит кимоно 3. Падение. Самостраховки. Игры с заданием: падение через мяч. Игры с касанием при падении различными частями тела. 4. Стойки: Основная: фронтальная, правая, левая. Защитная: фронтальная, правая, левая. Игры-эстафеты с перемещением в различных стойках; перемещение в парах. 5. Перемещение: попеременным шагом: лицом вперёд, спиной вперёд; с подшагиванием: лицом вперёд, спиной вперёд, боком вперёд. 6. Передний, задний мост. Игры с заданием: Коснуться подбородком, носом мяча, татами большее количество раз за отведённое время. - отжимание от татами в упоре лёжа Текущая аттестация: зачет IV. Начальные формы упражнений дзюдо (64,5 часа) 1. Выведение противника из равновесия: вперёд, назад, влево, вправо. Рывок-толчок, толчок-рывок. Игровые задания: вывести противника из равновесия; заставить противника встать на одну ногу, на пятки, на носки. 2. Захваты. Два классических захвата: рукав-отворот; рукав на спине. Игры - задание: захватить руку противника; запятнать, определённую тренером, часть тела; удержание захвата. 3. Выполнение приёмов в партере: из положения лежа на животе перевернуть соперника на спину; из положения стоя на четвереньках с захватом дальней руки перевернуть соперника на спину; из положения стоя на четвереньках с захватом дальней руки и ноги снаружи перевернуть соперника на спину; Игры – эстафеты: с поворотами и перемещениями по татами; бег, сцепившись руками со спинами, в парах. 4. Удержания: Сбоку захватом головы и руки; Поперек захватом дальней руки; Поперек захватом шеи и руки. Сверху. 5. Уходы от удержания: захватом ноги противника; переворот ом на борцовский мост; переворотом на живот. 6. Перевороты в партере с переходом на удержание: подрывом руки и ноги; подрывом двух рук; из положения лёжа; переворот с захватом руки и ноги от себя; переворот с захватом руки и ноги на себя. 7. Схватки. Игровые схватки. Промежуточная аттестация: турнир «Чемпион партера» К концу 2 года обучения дети будут знать и уметь выполнять: будут знать краткую историю возникновения дзюдо, историю борьбы в крае, основные гигиенические требования, технику безопасности при тренировочных занятиях; акробатические элементы (кувырки вперёд через мяч, полет, назад, акробатическое колесо; различные виды самостраховок); спец. упражнения борца дзюдоиста (мосты - передний, борцовский); падения на бок (левый, правый), па спину, на живот; страховку и самостраховку партнёра при выведении из равновесия с последующим его падением; Выполнение приёмов в стойке: выведение из равновесия Рывок-толчок, толчок-рывок; Выполнение приёмов в партере: Перевороты Удержания (сбоку и поперек). Уходы от удержаний. Учебно-тематический план 3 года обучения № Тематический блок 1 2 Вводное занятие Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка 3 4 Часы Теория Практика 0,5 1 0,5 29 Всего часов 1,5 29,5 1 38 39 Начальные формы упражнений дзюдо 1 73 74 Итого 3 141 144 Итоги, (форма аттестации) Текущая аттестация Текущая аттестация Открытое занятие Промежуточная аттестация Турнир «Уральские медвежата» Содержание программы 3 года обучения Теоретические занятия (3 часа) 1. Краткий обзор развития борьбы (0,25 часа) 2. Теоретические сведения о технике и тактике борьбы (основные понятия о бросках, приёмах, расположениях, передвижениях) (1 час) 3. Правила соревнований (0,5 часа) 4. Оборудование, инвентарь и уход за ним (0,25 часа) 5. Техника безопасности при занятиях борьбой (0,5 часа) I. Вводное занятие Техника безопасности, правила поведения в спортивном зале, повторение пройденного материала II. Общая физическая подготовка (29,5 часов) 1. Общеразвивающие физические упражнения: строевые упражнения: повороты налево, направо, кругом; перестроения; ходьба с активными наклонами головы вперёд, назад, вправо, влево; ходьба с круговыми движениями головой; бег приставными шагами; бег с поворотом на 360; передвижения прыжками; забегания; прыжки на одной ноге; бег на четвереньках. 2. Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад; перекаты; кувырки через мяч, кувырок вперед через плечо. 3. Игры и эстафеты: игры направлены на закрепление акробатических упражнений; игры и эстафеты, направлены на закрепление общеразвивающие упражнений и тренировочного воздействия на организм ребёнка; 4. Разминочные упражнения: разминка верхней и нижней части тела; разминка сидя, лёжа. Текущая аттестация: зачет III. Специальная физическая подготовка (39 часов) 1. Падение. Самостраховки. Игры с заданием: падение через мяч. Игры с касанием при падении различными частями тела. 2. . Передний, задний мост. Игры с заданием: Коснуться подбородком, носом мяча, татами большее количество раз за отведённое время. - отжимание от татами в упоре лёжа. Текущая аттестация: соревнования по дзюдо (борьба в стойке). IV. Начальные формы упражнений дзюдо (74 часа) 1. Выведение противника из равновесия: вперёд, назад, влево, вправо. Рывок-толчок, толчок-рывок. Игровые задания: вывести противника из равновесия; заставить противника встать на одну ногу, на пятки, на носки. 2. Изучение бросков: Боковая подсечка; Задняя подножка; Бросок с захватом одной ноги; «Закрутка» Передняя подножка. Защита то него. Бросок через бедро. Защита то него. 3. Перевороты в партере с переходом на удержание: подрывом руки и ноги; подрывом двух рук; из положения лёжа; переворот с захватом руки и ноги от себя; переворот с захватом руки и ноги на себя. 4. Удержание сбоку, поперёк. Защита от удержания захватом ноги противника. 5. Схватки. Игровые схватки. Итоговая аттестация: соревнования по дзюдо (борьба в стойке и партере). К концу 3 года обучения дети будут знать и уметь выполнять: будут знать краткую историю возникновения дзюдо, историю борьбы в крае, основные гигиенические требования, технику безопасности при тренировочных занятиях, правила соревнований; акробатические элементы (кувырки вперёд через мяч, назад; кувырок вперед через плечо); спец. упражнения борца дзюдоиста (забегания и переход на борцовский мост); падения на бок (левый, правый), па спину, на живот; страховку и самостраховку партнёра при выведении из равновесия с последующим его падением; Выполнение приёмов в стойке: выведение из равновесия Рывок-толчок, толчок-рывок; Выполнение приёмов в партере: Удержания (сбоку и поперек). Уходы от удержаний. Броски (боковая подсечка, задняя подножка; бросок с захватом одной ноги; «Закрутка», передняя подножка, бросок через бедро). Ресурсное обеспечение программы. Методическое обеспечение программы . Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостноконструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание детей акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Методы, направленные преимущественно на совершенствование физических качеств, - непрерывные и интервальные. Непрерывные – однократное непрерывное выполнение работы, интервальные – выполнение упражнений с как с регламентированными паузами отдыха, так и с непроизвольными. Упражнения могут выполняться в равномерном (интенсивность постоянная) и переменном режимах. Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности. Игровой метод позволяет совершенствовать ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. Служит средством активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр. Соревновательный метод – специально организованная соревновательная деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим возможностям спортсмена. Методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. В работе с детьми используется также наглядный метод (показ, просмотр видео, мультимедийных презентаций и др.) и словесный (объяснения, инструкции, указания, беседы). Основные средства тренировочных воздействий: общеразвивающие упражнения; подвижные игры и игровые упражнения; элементы акробатики; прыжки и прыжковые упражнения; спортивно-силовые упражнения Используемые в работе педагогические технологии: В программе используются следующие педагогические технологии: • здоровьесберегающие технологии– соблюдение воздушно-теплового режима, смена видов деятельности на занятии, создание ситуации успеха; • педагогика сотрудничества – обучение организуется на разных уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфики содержания на основе активности, самостоятельности детей; • традиционные технологии обучения - технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, • технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности; • групповые технологии. Материально-техническое обеспечение программы Для реализации данной программы имеются: зал для борьбы; маты; «шведские стенки», скамейки; мячи, эспандеры; секундомер. Результативность работы по программе. В рамках программы отслеживаются следующие показатели: теоретическая подготовка ребенка общая физическая подготовка специальная физическая подготовка владение начальными формами упражнений дзюдо. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Теоретическая подготовка Критерии Уровни Высокий Средний Низкий Соответствие Ребенок освоил Объем Ребенок теоретических знаний весь объем усваиваемых овладел менее программным знаний, знаний чем 1/2 объема требованиям предусмотренных составляет знаний программой за более данный год половины изученного Осмысленность и Специальные Использует Не употребляет правильность термины специальную специальную использования употребляет терминологию терминологию. специальной осознанно в терминологии полном соответствии с их содержанием Общая физическая подготовка (ОФП) Критерии Уровни Высокий «5» Средний «4» Низкий «3» Сгибание и 15 – 12 11 – 10 8–7 разгибание рук в (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) упоре лежа (кол-во 10 – 7 6–3 2–1 раз) (4 – 3 года) (4 – 3 года) (4 – 3 года) Подъем туловища из 15 11 8 положения лежа на (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) спине руки за головой 10 8 6 (кол-во раз) (4 – 3 года) (4 – 3 года) (4 – 3 года) Подтягивание на 5 3 1 перекладине (кол-во (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) (6 – 5 лет) раз) 3 2 1 (4-3 года) (4-3 года) (4-3 года) Специальная физическая подготовка (СФП) Критерии Уровни Высокий «5» Средний «4» Низкий «3» Гимнастический мост, Выполнение Выполнение Выполнение стойка на лопатках, самостоятельно самостоятельно при помощи «Лодочка», «Бабочка», без ошибок, с педагога, «Неваляшка», потери незначительны потеря равновесие на одной равновесия ми ошибками равновесия ноге Владение начальными формами упражнений дзюдо Критерии Уровни Высокий «5» Средний «4» Низкий «3» Варианты Мягкое Падение с Падение на самостраховки приземление, касанием бок, ошибки правильная головой при амортизация группировке руками Поклоны (стоя, сидя), Демонстрация Демонстрация Демонстрация стойки, завязывание без ошибок с некоторыми с серьезными пояса, передвижения, ошибками ошибками выведение из равновесия, переворачивания Броски Критерии Уровни Высокий «5» Средний «4» Низкий «3» Захватом одной ноги, Демонстрация Демонстрация Демонстрация задняя подножка, без ошибок с некоторыми с серьезными через бедро, передняя подножка ошибками ошибками Отслеживается также сохранность контингента занимающихся и достижение воспитанниками результатов. Список литературы 1. Алямовская В., Физкультура в детском саду. - М.; «Чистые пруды», 2005. 2. Акопян А.О., Кащавцев В.В., Клименко Т.П. Дзюдо. Программа – М.; Советский спорт,2003. 3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культуры в ДОУ. М.; 2005. 4. Лескова Г.П. Общеобразовательные упражнения в детском саду. – М.; Просвещение,1981. 5. Путин В., Шестаков В., Левицкий А. «Дзюдо: история, теория, практика». Архангельск. «СК»,2000. 6. Рейнгард Кетельхут. Дзюдо для детей. Увлекательное пособие для девочек и мальчиков – М.; «Терра - Спорт». Олимпия PRESS, 2003. 7. Степаненкова Э. – Методика физического воспитания – М.; «Воспитание дошкольника»,2005. 8. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.; Просвещение, 1984. Список литературы для детей и родителей 1. Алямовская В., Физкультура в детском саду. – М.; «Чистые пруды», 2005. 2. Лескова Г.П. Общеобразовательные упражнения в детском саду. – М.; Просвещение, 1981. 3.Рейнгард Кетельхут. Дзюдо для детей. 3. Увлекательное пособие для девочек и мальчиков. – М.; «Терра Спорт». Олимпия PRESS, 2003.