Рабочая программа ДОП Говорун

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 комбинированного вида»

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
БМАДОУ «Детский сад № 17»
Протокол № 1 от 27.08. 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 17»
_________________Н.А. Пономарёва
Приказ № 125 от 30.08.2021г.

Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
программе - дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«Говорун»

Разработчики:
Коротких Л.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Содержание программы

1.
2.
3.

Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая
Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года
Формы работы: подгрупповая групповая, индивидуальная.
Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во
второй половине дня.
Продолжительность занятий:
Первый год обучения, дети 5-6 лет - 25 минут;
Второй год обучения, дети 6-7 лет - 30 минут.
Общее количество занятий в месяц:
1. Первый год обучения, дети 5-6 лет 2. Второй год обучения, дети 6-7 лет Общее количество занятий в год:
1. Первый год обучения, дети 5-6 лет 2. Второй год обучения, дети 6-7 лет -

8 занятий;
8 занятий.
72 занятия;
72 занятия.

Общее количество занятий за весь период обучения: 144 занятия.
Принципы программы:
1) Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего
развития» Выготский Л.С.);
2) Принцип последовательности (поэтапный процесс от простого к
сложному);
3) Онтогенетический принцип (учет закономерностей и последовательности
формирования различных форм и функций речи);
4) Дидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность,
индивидуальный подход и др.).
Одним из необходимых условий успешной работы по развитию
правильного
звукопроизношения
является
ведение
документации,
позволяющей: фиксировать результаты первичного психолого-педагогического
обследования ребенка, планировать этапы обучения в зависимости от уровня
подготовленности ребенка и его трудностей в освоении правильного
звукопроизношения, закрепление навыков правильной речи в домашних
условиях, итоговое психолого-педагогическое обследование.
Цель: овладение фонематической системой языка, развитие речевого
слуха, профилактика недостатков чтения и письма и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения
эмоционального благополучия посредством интеграции содержания

образования и организации взаимодействия субъектов образовательного
процесса.
Задачи:
1.
Воспитывать артикуляционные и произносительные навыки
правильного звукопроизношения.
2.
Совершенствовать речевое дыхание.
3.
Развивать правильное звукопроизношение при автоматизации и
дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях.
4.
Развивать фонематические процессы, речеслуховую память,
слуховое внимание через доступные формы фонематического анализа и
синтеза.
5.
Развивать
навыки
самоконтроля
за
собственным
звукопроизношением.
6.
Воспитывать осознанное отношение к качеству собственной
речи.
7.
Обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический
строй.
8.
Развивать связную выразительную речь на базе правильно
произносимых звуков.
9.
Развивать внимание, память, мышление
2.Содержательный раздел
Первый этап логопедической работы (подготовительный) включает
следующие направления:
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной
мускулатуры.
Проводится
дифференцированная
мимическая
гимнастика,
самомассаж. Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц,
участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация
мышечного тонуса данных мышц.
Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
Разучиваются
упражнения
артикуляционной
гимнастики.
Артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, и добавляются
функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика
направлена на закрепление кинестезий и на улучшение
качества
артикуляционных движений, (точность, ритмичность, переключаемость и
др.)
Нормализация голоса, просодики, речевого дыхания, мелкой моторики
пальцев рук.
Упражнения в работах И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной,
Н.В.Серебряковой, Е.Ю. Румянцевой др. Все упражнения первого
этапа постепенно усложняются.

На втором этапе логопедической работы отрабатываются новые
произносительные умения и навыки. Направлениями второго этапа
являются:
Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального,
какуминального, альвеолярного, нёбного).
Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию
свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе
рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии
последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на
зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность
действий, предлагаемых детям, такова.
1)
Смотри в зеркало, делай как я.
2)
Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие
упражнения.
3)
Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком
положении губы, язык.
4)
Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял
упражнения.
5)
Выполни ещё раз эти движения.
Определение
последовательности
работы
по
коррекции
звукопроизношения.
В зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной
области, от степени ее выраженности индивидуально определяется
последовательность работы над звуками.
Развитие фонематического слуха.
Работа проводится традиционно по 6 этапам.
Вызывание конкретного звука.
Используются классические приёмы постановки звуков (по подражанию,
механическим, смешанным способами).
Автоматизация и дифференциация звука в речи детей.
в слогах разной структуры, звуки произносятся утрированно, в
словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в
разных позициях (в начале, в конце, в середине).
в предложении,
насыщенном контрольным звуком.
Третий этап логопедической работы выработка коммуникативных умений
и навыков. Формирование у ребенка навыков самоконтроля.
Для выработки коммуникативных навыков необходима активная
позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении
выработка у ребенка навыка самоконтроля.
Основные формы работы с воспитанниками:
- Подвижные, дидактические, речевые игры и упражнения;
- Применение приемов здоровье сберегающих технологий
(нейропсихологические упражнения, артикуляционная, мимическая,

дыхательная, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, сказки-шумелки,
биоэнергопластика и др.);
- Инсценировки сказок, рассказов;
- Пересказ, составление рассказа по картинке, серии картинок;
- ИКТ (презентации, интерактивные речевые игры, речевые
тренажеры).
Для выявления уровня сформированности речевых знаний, умений и
навыков используются стандартные логопедические методики (Материалы
по обследованию речи детей:
 О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998.
 Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Издво АРД ЛТД, 1998 (Серия «Учимся играя»).
 Методы обследования речи детей:Пособие по диагностике речевых
нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ,
2003. – 240
 Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4
до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Нищева Н. В. Картинный
материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
– СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.)
Структура занятий
Занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут
иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее
вносятся изменения. Каждое
занятие предусматривает вариативность
используемой структуры занятия.
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и
психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.
Последовательность этих частей или структура занятий способствует
постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является
наиболее результативной.
1. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
2. Массаж или самомассаж.
3. Мимические упражнения.
4. Артикуляционная гимнастика.
a. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование
правильных артикуляционных укладов губ и языка.
b. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
5. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.
a. Преодоление нарушений слоговой структуры.
6. Постановка звука.
a. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков
фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
7. Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация звука в словах.
Автоматизация звука в словосочетаниях.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в чистоговорках.
Автоматизация звука в загадках и стихах.
Автоматизация звука в самостоятельной речи с развитием лексикограмматического строя речи.
8. Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
9. Развитие познавательных процессов.
a.
b.
c.
d.
e.
f.

3.3. Распорядок, режим дня и планирование образовательной деятельности по
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности «Говорун» для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
3.3.1. Тематический план непрерывной образовательной деятельности
в группе старшего возраста (5-6 лет)
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет по развитию речевого
слуха
Период
Звуковая сторона речи
Развитие речи
Основное содержание работы
Произношение
Фонематическое
восприятие
I
Выработка
Развитие
Закрепление
Сентябрь, дифференцированных способности
навыка
октябрь,
движений
органов узнавать
и употребления
первая
артикуляционного
различать
категории
половина аппарата.
неречевые
звуки. множественного
ноября
Развитие
речевого Развитие
числа
дыхания.
Уточнение способности
существительных.
правильного
узнавать
и Закрепление
произношения
различать
звуки навыка
сохранных
звуков: речи по высоте и употребления
гласные — [а], [у], [и], силе
формы
[о], [э], [ы], согласные голоса.
родительного
—
[м]
— Дифференциация
падежа.
[м’], [н] — [н’], [п] — речевых
и Согласование
[п’],
неречевых звуков. притяжательных
[т] — [т’], [к] — [к’], Развитие слухового местоимений мой,
[ф] — [ф’], [д] — [д’], внимания
к моя,
[в] — [в’], [б] — [б’], звуковой оболочке мое
с
[г]
— слова,
слуховой существительными
[г’]
и
т.
д. памяти.
мужского,

Произнесение
ряда
гласных
на
твердой
и
мягкой
атаке,
с
различной
силой
голоса
и
интонацией:
•
изолированно;
•
в
слогах
(воспроизведение
звукослоговых
рядов
с
различной интонацией,
силой
голоса,
ударением;
воспроизведение
ритмических рисунков,
предъявленных
логопедом;
произнесение
различных
сочетаний из прямых,
обратных и закрытых
слогов);
•
в
словах;
• в предложениях.
Развитие
навыков употребления
в
речи восклицательной,
вопросительной
и
повествовательной
интонации.
Постановка
отсутствующих в речи
звуков (в соответствии
с
индивидуальными
особенностями
речи
детей).
Автоматизация
поставленных звуков;
•
изолированно;
• в открытых слогах
(звук
в

Различение слогов,
состоящих
из
правильно
произносимых
звуков.
Знакомство детей с
анализом
и
синтезом
обратных слогов.
Преобразование
слогов
за
счет
изменения
одного
звука.
Различение
интонационных
средств
выразительности в
чужой
речи.
Различение
односложных
и
многосложных
слов.
Выделение звука из
ряда
других
звуков.
Выделение
ударного
гласного в начале
слова,
выделение
последнего
согласного звука в
слове.
Выделение
среднего звука в
односложном
слове.
Практическое
усвоение
понятий «гласный
—
согласный» звук.

женского,
среднего
рода.
Закрепление
навыка
употребления
категории числа и
лица
глаголов
настоящего
времени.
Закрепление
навыка
употребления
в
самостоятельной
речи
категорий
прошедшего
времени глаголов
множественного
числа.
Составление
предложений
по
демонстрации
действий,
картинке.
Объединение этих
предложений
в
короткий текст.

ударном
слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
•
в
стечении
с
согласными;
•
в
словах,
где
изучаемый
звук
находится
в
безударном слоге.
II
Продолжение работы
Вторая
над
половина развитием
ноября — подвижности
первая
органов
половина артикуляционного
февраля
аппарата. Постановка
отсутствующих звуков.
Автоматизация ранее
поставленных звуков в
предложениях
и
коротких
текстах.
Автоматизация
произношения вновь
поставленных звуков:
•
изолированно;
• в открытых слогах
(звук
в
ударном
слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
•
в
стечении
с
согласными;
•
в
словах,
где
изучаемый
звук
находится
в
безударном
слоге.
Дифференциация
на
слух
сохранных звуков (с
проговариванием),
различающихся:
• по твердости —
мягкости
[м] — [м’], [н] — [н’],

Определение
наличия
звука
в
слове.
Распределение
предметных
картинок, названия
которых
включают:
•
дифференцируемые
звуки;
•
определенный
заданный
звук.
На
этом
же
материале:
•
определение
места звука в слове;
•
выделение
гласных
звуков
в положении после
согласного в слоге;
•
осуществление
анализа
и
синтеза
прямого
слога;
•
выделение
согласного
звука в начале
слова;
•
выделение
гласного звука в
конце
слова.
Практическое
знакомство
с
понятиями

Закрепление
в
самостоятельной
речи
навыка:
•
согласования
прилагательных с
существительными
в
роде, числе, падеже
и
образования
относительных
прилагательных;
согласования
порядковых
числительных
с
существительными.
Закрепление
умения:
•
подбирать
однокоренные
слова;
•
образовывать
сложные
слова;
•
составлять
предложения
по
демонстрации
действий, картине,
вопросам;
•
распространять
предложения
за
счет
введения
однородных
подлежащих,
сказуемых,

[п] — [п’], [т] — [т’],
[к]
—
[к’], [ф] — [ф’], [д] —
[д’],
[в] — [в’], [б] — [б’],
[г]
—
[г’];
• по глухости —
звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т]
—
[д];
а
также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением
двух
согласных;
• в словах и фразах.

«твердый
—
мягкий звук» и
«глухой
—
звонкий».
Формирование
умения
различать
и
оценивать
правильные
эталоны
произношения
в
чужой
и
собственной речи.
Различение
слов,
близких
по
звуковому составу;
определение
количества
слогов (гласных) в
слове.
Дифференциация
на
слух
сохранных звуков
(без
проговаривания):
• по твердости —
мягкости
([м] — [м’], [н] —
[н’],
[п]
—
[п’], [т] — [т’], [к]
—
[к’],
[ф] — [ф’], [д] —
[д’],
[в]
—
[в’], [б] — [б’]; [г]
—
[г’]);
• по глухости —
звонкости:
[п] — [б], [к] — [г],
[т]
—
[д];
•
в
обратных
слогах;
• в слогах со
стечением
двух
согласных;

дополнений,
определений;
•
составлять
предложения
по
опорным словам;
•
составлять
предложения
по
картине,
серии
картин,
пересказывать
тексты,
насыщенные
изучаемыми
звуками;
•
заучивать
стихотворения,
насыщенные
изучаемыми
звуками.
Закрепление
знаний
и
умений,
полученных
ранее, на новом
словесном
материале.

III
Вторая
половина
февраля
—
май

Автоматизация
поставленных звуков в
собственной
речи.
Дифференциация
звуков
по
месту
образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
•
[р]
—
[л];
• в прямых и обратных
слогах;
• в слогах со стечением
трех
согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких
текстах;
• закрепление умений,
полученных ранее, на
новом
речевом
материале.

• в словах и фразах;
•
составление
предложений
с
определенным
словом;
•
анализ
двусловного
предложения;
•
анализ
предложения
с
постепенным
увеличением
количества слов.
Составление схемы
слова
с
выделением
ударного
слога.
Выбор слова к
соответствующей
графической схеме.
Выбор графической
схемы
к
соответствующему
слову.
Преобразование
слов
за
счет
замены
одного
звука
или
слога.
Подбор
слова с заданным
количеством
звуков.
Определение
последовательности
звуков
в
слове (спеллинг).
Определение
порядка
следования звуков
в
слове.
Определение
количества
и
порядка слогов в
слове.
Определение

Развитие детской
самостоятельности
при
оречевлении
предметнопрактической
деятельности
с
соблюдением
фонетической
правильности речи.

звуков,
стоящих перед или
после
определенного
звука.
Составление слов
из
заданной
последовательности
звуков.
правильного
произношения
и дифференцированности произвольных

Закрепление
звуков.
Развитие точности
движений
артикуляционного
аппарата.
Совершенствование
дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование
интонационной
выразительности
речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно
произносимых
звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях
усвоенных
грамматических форм речи.
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
Кол-во
№
занятий

Тема занятия

п/п

1

1

Знакомство с органами артикуляции.
Артикуляционная
гимнастика
для
постановки звуков свистящих.

2

2

3

2

Подготовительные упражнения и
вызывание
свистящих звуков. Игрызвукоподражания
«Сдувается
шарик»,
«Звенит комар», «Зайчики прыгают».
Анализ
артикуляции
звука
С.
Автоматизация в слогах прямых и
обратных.

Навыки
слухового
восприятия
и
звукового
анализа
и
слежения
за
собственной
речью
Деление
предложения на
слова.
Игра
«Правильнонеправильно»
Деление
слов на слоги.
Игра «Поймай
звук».
Игра
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»

4

2

5

2

6

2

7

3

8

2

9

2

2

2

2

3

2

2

Автоматизация звука С в слогах со
Анализ
стечением согласных, в словах в начале слогов АС, ОС,
слова.
СА, СУ.
Автоматизация звука С в словах, где
Определен
звук С стоит в разной позиции.
ие места звука в
слове.
Автоматизация звука С в словах,
Игра
фразах, чистоговорках.
«Подарки для
звука С»
Автоматизация звука С в словах со
Определен
стечением согласных, в предложении, ие какой по
стихах.
счету звук С в
слове (1,2,3)
Автоматизация звука С в словах с
Составлен
двумя
звуками
С,
в
предложении ие предложений
(чистоговорки) и стихах («Самолет», по предметной
«Санки»)
картинке
со
словами на звук
С.
Автоматизация звука С в стихах
Выделени
(«Собачка», «Соня»), загадках, пословицах с е на слух звука
утрированным
произношением С в стихах и
отрабатываемого звука.
пересказах.
Автоматизация звука С в тексте (серия
Выделени
картинок «Костя и собачка», сказки е на слух звука
«Репка», «Лисичка со скалочкой»)
С
в
тексте
сказки.
Дифференциация С-Сь в словах,
Игры
фразе, предложении, связной речи.
«Подари
подарки», «Кто
больше назовет
слов на звук
С,Сь»
Постановка звука З. Автоматизация в
Анализ
слогах прямых и обратных.
слогов типа АЗ,
ЗА, АЗА
Автоматизация звука З в словах.
Игра
Составление предложений с этими словами. «Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Автоматизация звука З в слогах со
Определен
стечением
согласных,
фразах, ие места звука в
чистоговорках.
слове.
Автоматизация звука З в словах с
Игра

2

2

двумя
звуками
З,
в
предложении
(чистоговорки) и стихах («Зайка», «Звонок»)
Автоматизация звука З в тексте (серия
картинок «Зайчик», сказки «Кто сказал
МЯУ ?», «Кролик и лис»)

Дифференциация С-З в словах, фразе.

2

Постановка звука Ц. Автоматизация в
слогах прямых и обратных.

2

Автоматизация звука Ц в слогах,
словах, фразе.

2

Автоматизация
звука
Ц
в
предложении (чистоговорки) и стихах («10
цыплят», «Цветок»).

2

Автоматизация звука Ц в тексте
(сказки «Лиса и цапля», «Цыпленок и
утенок»)

1

Дифференциация С-Ц среди звуков,
слогов, в словах, фразе.

1

Дифференциация
предложении, стихах.

2

Дифференциация звуков С-Ц в тексте
(«Лисенок и цыпленок»)

звуков

С-Ц

в

«Подарки для
звука З»
Составлен
ие предложений
по предметной
картинке
со
словами на звук
З.
Игры
«Подари
подарки», «Кто
больше назовет
слов на звук
С,З»
Игра
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Игра
«Подарки для
звука Ц»
Выделени
е на слух слов
со звуком Ц из
чистоговорок,
предложений,
стихов.
Слежение
за правильной
собственной
речью.
Игра
«Подари
подарки Соне и
Цыпленку»
Выделени
е на слух слов
со звуком С,Ц
из
чистоговорок,
предложений,
стихов.
Игра
«Подарки для

2

Дифференциация звуков С-Ц в словах,
где присутствуют оба звука, сцапать,
цвести, песец.

2

Дифференциация звуков С,З,Ц в
тексте (составление рассказов по картине и
серии картин, пересказы изученных сказок)

2

Дифференциация звуков С,З,Ц в
свободной речи при дидактических играх,
придумывании собственных сказок.

звука Щ»
Игра «Кто
больше назовет
слов со звуком
С,Ц»
Выделени
е на слух слов
со звуком Щ из
чистоговорок,
предложений,
стихов.
Слежение
за правильной
собственной
речью.

Учебно-тематический план «Базовый уровень» - для детей 5-6 лет
№ К
Тема занятия
Навыки
ол-во
слухового
п/п занятий
восприятия
и
звукового
анализа
и
слежения
за
собственной
речью
1
1
Знакомство с органами артикуляции.
Деление
Артикуляционная
гимнастика
для предложения на
постановки звуков шипящих.
слова.
Игра
«Правильнонеправильно»
2
1
Подготовительные упражнения и
Деление
вызывание
шипящих звуков. Игры- слов на слоги.
звукоподражания «Поезд», «Змея шипит», Игра «Поймай
«Жук».
звук».
3
1
Постановка звуков Ч или Щ (что
Игра
лучше пойдет).Разбор артикуляции по «Поймай звук»,
профилю.
«Правильнонеправильно»
4
1
Постановка звука Ч. Автоматизация в
Анализ
слогах прямых и обратных.
слогов АЧ, ОЧ,
ЧА, ЧУ.
5
2
Автоматизация звука Ч в слогах, где
Определен
звук Ч стоит в разной позиции.
ие места звука в

6

2

Автоматизация звука Ч в словах со
стечением согласных

7

2

Автоматизация звука Ч в словах,
фразах, чистоговорках.

8

2

Автоматизация
звука
Ч
в
предложении (чистоговорки) и стихах
(«Качели», «Черепаха»)

9

2

Автоматизация звука Ч в стихах
(«Бычок», «Девочки и мальчики»), загадках,
пословицах
с
утрированным
произношением отрабатываемого звука.
Автоматизация звука Ч в тексте
(сказки «Заячья избушка», «Лисичка со
скалочкой»)

2

2

Дифференциация Ч-Ц в словах, фразе.

1

Постановка звука Щ. Автоматизация в
слогах прямых и обратных.

1

Автоматизация звука Щ в словах.
Составление предложений с этими словами.

2

Автоматизация звука Щ в словах,
фразах, чистоговорках.

2

Автоматизация
звука
предложении (чистоговорки)
(«Щука», «Щенок»).

2

Автоматизация звука Щ в тексте
(сказки «Заячья избушка», «Лисичка со

Щ
в
и стихах

слове.
Игра
«Подарки
для
звука Ч»
Определен
ие какой по
счету звук Ч в
слове (1,2,3)
Составлен
ие предложений
по предметной
картинке
со
словами на звук
Ч.
Выделени
е на слух звука
Ч в стихах и
пересказах.
Выделени
е на слух звука
Ч
в
тексте
сказки.
Игры
«Подари
подарки», «Кто
больше назовет
слов на звук
Ч,Ц»
Анализ
слогов
типа
АЩ, ЩА, АЩА
Игра
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Игра
«Подарки
для
звука Щ»
Игра «Кто
больше назовет
слов со звуком
Щ»
Выделени
е на слух слов

скалочкой»)

2

Пересказ сказок («По щучьему
велению», «Кто сказал мяу?»), составление
рассказа по серии картинок.

2

Дифференциация
слогах, словах.

звуков

Ч-Щ

в

2

Дифференциация
стихах, тексте

звуков

Ч-Щ

в

2

Диффренциация звуков Ч-Щ при
составлении собственной сказки с героями
на звуки Ч,Щ.

2

Постановка звука Ш. Автоматизация в
слогах прямых и обратных.

2

Автоматизация звука Ш в слогах, где
звук Ш стоит в разной позиции.

1

Автоматизация звука Ш в слогах со
стечением согласных, в словах в начале
слова
Автоматизация звука Ш в словах,
фразах, чистоговорках.

1

2

Автоматизация звука Ш предложении
(чистоговорки) и стихах («Мышонок и
мышь», «Мошка», «Пушок»)

2

Автоматизация звука Ш
стихах,
загадках, пословицах, коротких текстах, с
утрированным произношением звука в
тексте.
Автоматизация звука Ш в тексте
(серия сюжетных картинок «Мышонок и

2

со звуком Щ из
чистоговорок,
предложений,
стихов.
Слежение
за правильной
собственной
речью.
Игра
«Подари
подарки Чайке и
Щуке»
Игра «Кто
больше
подберет слов
со звуками ЧЩ»
Слежение
за правильной
собственной
речью.
Игра
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Анализ
слогов
АШ,
ШО, УШУ.
Определен
ие места звука в
слове.
Игра
«Подарки
для
звука Ш»
Игра «Кто
больше назовет
слов со звуком
Ш»
Выделени
е на слух звука
Ш
стихах и
пересказах.
Выделени
е на слух звука

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

шарик», сказка «Петушок и бобовое Шв
тексте
зернышко»)
сказки.
Дифференциация С-Ш среди звуков,
Игра
слогов, слов
«Подари
подарки
бабушке Шуре и
девочке Соне»
Дифференциация С-Ш в словах,
Игра «Кто
фразе.
больше
подберет слов
со звуками СШ»
Дифференциация звуков С-Ш в тексте
Составлен
(пересказ текстов «Старушка», «Саша и ие предложений
Соня»)
по предметной
картинке
со
словами
на
звуки С,Ш.
Дифференциация звуков С-Ш в
Определен
словах, типа Саша, пушистый, солнышко.
ие какой звук С
или Ш в слове
звучит первым,
а какой вторым.
Дифференциация звуков С-Ш в
Слежение
чистоговорках (типа Пушистая кошка на за правильной
солнышке сушит шерстку на спинке, собственной
хвостик и уши)
речью.
Дифференциация звуков С-Ш в стихах
Слежение
(«Старушка шила сапожки»)
за правильной
собственной
речью.
Постановка звука Ж. Автоматизация в
Игра
слогах прямых и обратных.
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Автоматизация звука Ж в слогах, где
Анализ
звук Ж стоит в разной позиции.
слогов АЖ, ЖО,
УЖУ.
Автоматизация звука Ж в слогах со
Игра
стечением согласных, в словах в начале «Подарки
для
слова
звука Ж»
Автоматизация звука Ж в словах,
Определен
фразах, чистоговорках.
ие места звука в
слове.

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Автоматизация звука Ж предложении
Игра «Кто
(чистоговорки) и стихах («Жук», «Ежик», больше назовет
«Жаба»)
слов со звуком
Ж»
Автоматизация звука Ж
стихах,
Выделени
загадках, пословицах, коротких текстах, с е на слух звука
утрированным произношением звука в Ж
стихах и
тексте.
пересказах.
Автоматизация звука Ж в
тексте
Выделени
(серия сюжетных картинок «Женя и е на слух звука
Шарик», сказка «Жадная жаба»)
Ж
в
тексте
сказки.
Дифференциация З-Ж среди звуков,
Игра
слогов, слов
«Подари
подарки
бабушке Зое и
девочке Жене»
Дифференциация З-Ж в словах, фразе.
Игра «Кто
больше
подберет слов
со звуками З-Ж»
Дифференциация звуков З-Ж в тексте
Составлен
(пересказ текста «Зоя и Женя», «Зеленый ие предложений
жук»)
по предметной
картинке
со
словами
на
звуки З, Ж.
Дифференциация звуков З-Ж в словах,
Определен
типа железо, задвижка, зажим.
ие какой звук С
или Ш в слове
звучит
1, а
какой 2.
Дифференциация звуков З-Ж в стихах
Слежение
.
за правильной
собственной
речью.
ИТОГО

2

Кол-во
№
занятий
п/п

Учебно-тематический план для детей 6-7 лет
Тема занятия
Навыки
слухового
восприятия
и

1

1

2

4

3

3

4

3

5

2

6

2

7

3

8

2

9

2

2

2

звукового
анализа
Деление
предложения на
слова.
Деление
слов на слоги.

Знакомство с органами артикуляции.
Артикуляционная
гимнастика
для
постановки звуков Л, Р.
Подготовительные упражнения и
вызывание
звуков
Л,
Р.
Игрызвукоподражания «Самолет», «Трактор».
Постановка звуков Л,Р (что лучше
Игра
пойдет).Разбор артикуляции по профилю.
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Постановка звука Л. Автоматизация в
Анализ
слогах прямых и обратных.
слогов АЛ, ОЛ,
ЛА, ЛО.
Автоматизация звука Л в слогах, где
Определен
звук Л стоит в разной позиции.
ие места звука в
слове.
Автоматизация звука Л в словах со
Игра
стечением согласных
«Подарки
для
звука Л»
Автоматизация звука Л в словах,
Определен
фразах.
ие какой по
счету звук Л в
слове (1,2,3)
Автоматизация
звука
Л
в
Составлен
предложении (чистоговорки) и стихах ие предложений
(«Булавка», «Молоток»)
по предметной
картинке
со
словами на звук
Л.
Автоматизация звука Л в стихах
Выделени
(«Лодка», «Солнечный лучик»), загадках, е на слух звука
пословицах
с
утрированным Л в стихах и
произношением отрабатываемого звука.
пересказах.
Автоматизация звука Л в тексте
Выделени
(сказки
«Колобок»,
«Лисичка
со е на слух звука
скалочкой»)
Л
в
тексте
сказки.
Дифференциация Л-Ль в словах,
Игры
фразе.
«Подари
подарки», «Кто
больше назовет
слов на звук

Л,Ль»
Анализ
слогов типа РА,
АРА, ТРА.
Игра
«Поймай звук»,
«Правильнонеправильно»
Игра
«Подарки
для
звука Р»
Определен
ие места звука в
слове.

4

Постановка и автоматизация звука Р
или Рь в слогах.(какой быстрее поставлен)

3

Автоматизация звука Р или Рь в
словах. Составление предложений с этими
словами.

4

Автоматизация звука Р или Рь в
словах со стечением согласных.

4

Уточнение артикуляции звука Р по
профилю, сравнение его со звуком Рь.
Составление предложений со словамидействиями со звуком Р или Рь. Подбор
имен со звуком Р, Рь.
Автоматизация звука Р или Рь в
Выделени
чистоговорках,
предложениях,
стихах е на слух слов
(«Грузовик», «Красный стих», «Рыжий со звуком Р из
котенок»)
чистоговорок,
предложений,
стихов.
Пересказ сказок («Теремок», «Зайкина
Слежение
избушка»), составление рассказа по серии за правильной
картинок.
собственной
речью.
Дифференциация звуков Р-Рь в
Игра
слогах, словах.
«Подари
подарки Розе и
Рите»
Дифференциация звуков Р-Рь в
Игра «Кто
стихах, тексте
больше
подберет слов
со
звуками
Р,Рь»
Диффренциация звуков Р-Рь при
Слежение
пресказе сказкок «Репка», «Курочка Ряба».
за правильной
собственной
речью.
Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в
Игра
слогах, словах. (Слоговые дорожки типа «Подари
лар-рал, рыл-лыр)
подарки Рае и
Ладе»
Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в
Игра

4

4

4

4

4

3

4

словах, фразе.

«Замени букву»

Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в
Выделени
тексте рассказов, сказок «Пожар в лесу», е на слух слов
«Кот, петух и лиса», «Лис и кролик», стихах со звуком Р и Л
из
чистоговорок,
предложений,
стихов.
3
Совместные игры, чтение стихов,
Слежение
загадывание загадок, беседа по темам за правильной
«Фрукты», «Одежа», «Обувь»
собственной
речью.
72
итого
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4

3.1. Описание материально-технического обеспечения
рабочей программы.
Материально-техническое обеспечение
Список оборудования и мебели логопедического кабинета

реализации

Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий
раздел

№

Название

Количество

Формирование
звукопроизношения

правильного

п/п

1
3

4

Тренажер развитию коммуникативных
навыков
1
(методические рекомендации, диск)
1
Изд-во «Учитель»
3
Дыхательные тренажеры, игрушки,
пособия для развития дыхания:
- «Вата»
По кол- «Султанчики»
ву детей
- «Загнать мяч в ворота»
- «Осенние листья»
- «Цветы»
- «Мишуринки»
- «Дождик»
- «Снежинки»
- «Пушинки»
- «Машинки»
4
Наборы картинок для сопровождения
артикуляционной гимнастики.

5

5
6
7
8

9

5
Набор
картинок
для
развития
мимических мышц
6
Предметные и сюжетные картинки по 12
лексическим темам

5

7
Игрушки животных, птиц, кукла,
волшебный мешочек
8
Настольно-печатные
дидактические
игры для формирования и совершенствования
лексико-грамматического строя речи:
- Домашние животные (Чем питаются,
как голос подают)
- Домашние и дикие животные (Собери
семейку)
- «Изучаем цвета»
- «Разложи по цвету»
- «Волшебный мешочек»
- Собери картинку
- Пазлы
- «Автобус для зверят»
- «Определи по форме»
- «Кто мы»
- «Лабиринт»
- «Половинки»
- Лото звуковое
9
Звучащие
игрушки
(погремушки,
пищалки, коробочки).

25

Оборудование кабинета
Мебель и предметы интерьера
№

наименование

количество

п/п
1
2
3
4
5
6
7

Стол письменный
Стул взрослый
Шкаф для пособий
Стеллаж для книг
Стол детский
Стул детский
Наборное полотно

1
1
1
1
2
8
1

8
Зеркала индивидуальные
Технические средства обучения
Инв.

наименование

12
количество

№
1013
400092
1013
400092

Компьютер с монитором

1

Колонки (пара)
Принтер

1
1

Методические материалы к программе.
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В.
Александрова.
М.:
Эксмо,
2013.
48
c.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения:
Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. 304
c.
3. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3
до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
4. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь,
2012.
144
c.
6. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет:
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
7. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: ДетствоПресс,
2013.
48
c.
8. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) /
Н.В.
Нищева.
СПб.:
Детство-Пресс,
2013.
624
c.
9. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от
рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ,
Астрель,
2012.
175
c.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят.,
метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера,
2015.
192
c.
2. Заключение
Совершенствование системы образования требует внедрения в
практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных

на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его
возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования
полноценной личности, получения им должного образования. В настоящее
время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего
дошкольного возраста.
Задача детского сада – максимальное развитие речевых и интеллектуальных
способностей дошкольников (внимание, мышление, память, воображение,
речь ит.д.).
Формирование правильного произношения при нормальном речевом
развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен
правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в
своей речи.
Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой
нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно
устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном
возрасте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».