Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 комбинированного вида»
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете БМАДОУ
«Детский сад № 17»
Протокол №1 от «28» августа 2025 года
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 17»
______________ Г.Р.Валиева
Приказ №170 от 28.08.2025 г.
Приказ № 44 п. 2 от «29» августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ГОВОРУНЧИК»
Возраст обучающихся от 4 до 5 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Калинина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
Березовский муниципальный округ
Структура дополнительной общеобразовательной программы- дополнительной
общеразвивающей программы «Говорунчик» (для детей с 4 до 5 лет)
1
2
3
4
5
6
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения Программы
Организационно-педагогические условия реализации
Программы
Учебный план, календарный учебный график
Программы
Рабочая программа педагога по дополнительной
общеобразовательной программе-дополнительной
общеразвивающей программы речевой направленности
«Говорунчик»
3
Оценочные и методические материалы к Программе
28
2
6
7
10
11
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основании содержания коррекционно-развивающей
образовательной программы ведущих специалистов в области дошкольной речи:
1.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС.). — СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2024.
2.Программы
дошкольных
образовательных
учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи./ Под ред.Г. В. Чиркиной. - М.: Издательство «Просвещение», 2016.
Данная программа, адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, на период, определенный
образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе
которых была разработана Программа.
При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей
(ОП ДОД) использованы следующие нормативные и программные документы в области образования
Российской Федерации:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 года «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 05.09.2019 №470, от
30.09.2020 №533).
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида»
Актуальность Программы
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи и речевого общения – одна из
3
важнейших задач дошкольной педагогики. Решение этой задачи включает ряд специальных задач:
воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование
грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному
слову. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в
игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Главными задачами дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного
возраста является развитие монологической речи, формирование навыков словообразования и
словоизменения, развитие познавательно-речевой деятельности.
Эти задачи решаются через различные виды речевой деятельности:
- развитие фонетической стороны речи, фонематического восприятия;
-коррекция и формирование лексико-грамматических категорий (отрабатываются в различных
игровых ситуациях, дидактических и словесных играх);
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием речи детей.
Целесообразность Программы
Личностно-ориентированный подход к детям через интеграцию разных видов деятельности.
При составлении программы были использованы методические разработки О.С. Гомзяк, О. И.
Крупенчук, Н.В. Нищевой, Т. А. Ткаченко и других авторов, а также собственные методические
разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием
современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых
нарушений у детей. Для каждого упражнения педагог ставит определённую цель. Дети учатся
разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную
осанку, развивают дыхание и многое другое.
В основу планирования занятий положен комплексно-тематический принцип. Таким образом,
осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов, закрепление
пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и
упражнений.
Реализация данной Программы в области коррекционно-развивающего обучения позволяет
педагогу:
воспитывать
артикуляционные
и
произносительные
навыки
правильного
звукопроизношения,
развивать
правильное произношение
звуков раннего онтогенеза,
развивать фонематические процессы, речеслуховую память, слуховое внимание через
доступные формы фонематического анализа и синтеза,
совершенствовать речевое дыхание,
закрепить и усовершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи,
развивать
навыки
самоконтроля
за
собственным
звукопроизношением,
воспитывать осознанное отношение к качеству собственной речи.
В основу данной Программы заложены следующие принципы:
доступность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей;
систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к
сложному, повторение усвоенных знаний, правил и норм;
4
занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное
начало, быть игровым.
Освоение Программы способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном
совершенствовании своих результатов. Перспективное планирование обеспечивает освоение
программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет
закреплять умения и навыки.
Адресат Программы
Программа предусматривает занятия с детьми 4-5 лет. Содержание Программы ориентировано
на добровольную одновозрастную группу детей различного уровня подготовки.
Объем и срок реализации Программы
Объем реализации программы – 30 учебных недель, 60 учебных часов.
Срок реализации программы – 1 год.
Цель Программы:
Формирование речевой (коммуникативной) компетенции детей средствами игровых
технологий.
Задачи Программы:
1.
Воспитывать артикуляционные и произносительные навыки правильного
звукопроизношения.
2.
Совершенствовать речевое дыхание.
3.
Развивать
правильное
произношение звуков раннего онтогенеза при
автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях.
4.
Развивать фонематические процессы, речеслуховую память, слуховое внимание
через доступные формы фонематического анализа и синтеза.
5.
Развивать
навыки
самоконтроля
за
собственным
звукопроизношением.
6.
Воспитывать осознанное отношение к качеству собственной речи.
7.
Обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй.
8.
Развивать
связную
выразительную
речь
на базе
правильно
произносимых звуков.
9.
Развивать внимание, память, мышление.
5
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Модуль Программы рассчитан на 1 учебный год.
К концу модуля обучения дети должны знать/понимать:
-речь – это средство общения с другими детьми и взрослыми;
- названия предметов, игрушек, диких и домашних животных и их детенышей, птиц, предметов
одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и их части;
- обобщающие слова, основные формы, цвета и оттенки предметов.
К концу модуля обучения дети должны уметь:
- включаться в общение, слушать, понимать и отвечать на заданный вопрос;
- употреблять усвоенные слова в активной речи;
- правильно произносить звуки раннего онтогенеза,
- уметь говорить спокойно с естественной интонацией, не перебивать взрослого;
- использовать в речи элементарные способы словообразования.
Формы оценки эффективности программы:
• итоговые занятия
• выступления на групповых праздниках и родительских собраниях
• видеопроекты
6
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется на русском языке.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: малыми группами (5 человек),
по 20 мин.
Формы подведения итогов освоения программы: видеопроект 1 раз в год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю.
Условия набора и формирования групп: комплектование групп может проходить в течении всего
учебного года по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся от 4 до 5 лет из
контингента воспитанников образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение
Наименование
Помещение для
дополнительного
образования
(логопедический
кабинет)
Список оборудования, мебели, дидактических
пособий
Письменный стол
Офисное кресло
Стеллаж для хранения наглядно-методических пособий,
развивающих игр и литературы
Детские столы
Детские стулья
Компьютер
Индивидуальные зеркала
Магнитная доска
Картотека интерактивных игр
Картотека артикуляционных игр
Картотека пальчиковых игр
Картотека дыхательных упражнений
Картотека игр на развитие фонематических процессов
Картотека игр на развитие лексико-грамматических категорий
Картотека игр на развитие связной речи (пальчиковый театр)
Реализация программы предполагает использование различных методов и приемов.
Основные методы обучения опираются на наглядно – действенное и наглядно – образное
мышление детей. Использование игры, как ведущей деятельности, поможет максимально
включить речедвигательные, слуховые, тактильные и кинестетические анализаторов. Наглядные
методы облегчают усвоение материала, способствуют развитию речевых умений и навыков. Из
практических методов используются подражательные упражнения и игровые методы. В процессе
логопедического воздействия применяются разнообразные словесные приемы (пояснение и
объяснение). А также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка –
строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия,
7
количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, работоспособность. С
одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений, с другими – больше
внимания уделять развитию слухового внимания, восприятия, звукового анализа и т.д.
Особенности организации занятий:
Программа «Говорунчик» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что
предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е.
материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно
реализовать полученные знания на практике.
Этапы реализации Программы:
I. Проведение психолого-педагогического обследования дошкольников.
II. Работа
с
родителями
(проведение консультаций, подписание договора).
III. Разработка индивидуального плана;
IV. Реализация индивидуального плана.
1) Развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, силы и длительности
ротового выдоха, правильного нижнедиафрагмального дыхания, речевого дыхания,
дифференциация носового и ротового выдоха.
2) Формирование произносительных умений и навыков на различном речевом
материале.
3) Поэтапное развитие речевого слуха.
4) Развитие лексико-грамматических средств языка.
5) Развитие навыков самоконтроля и слежения за правильным звукопроизношением на
материале текстов.
Работа по развитию речевых навыков начинается после завершения обследования.. Вся
коррекционная работа делится условно на несколько этапов:
1. Подготовителный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
а) вызывание интереса к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
г) формирование речевого дыхания, коррекция голоса;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой,
мимической, артикуляционной гимнастики.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех всей коррекционной работы.
Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи: а) устранение дефектного произношения звуков раннего
онтогенеза;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
8
3. Выработка коммуникативных умений и навыков. Формирование у ребенка навыков
самоконтроля.
Структура занятий
Занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую
структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся изменения. Каждое занятие
предусматривает вариативность используемой структуры занятия.
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и
состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура
занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является
наиболее результативной.
Основные формы работы с воспитанниками:
- Подвижные, дидактические, речевые игры и упражнения;
-Применение приемов здоровьесберегающих технологий (нейропсихологические
упражнения, артикуляционная, мимическая, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
сказкотерапия, сказки-шумелки, биоэнергопластика и др.);
- Инсценировки сказок, рассказов;
- Пересказ, составление рассказа по картинке, серии картинок;
- ИКТ (презентации, интерактивные речевые игры, речевые тренажеры).
9
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН, КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня, два раза в неделю (в
соответствии с расписанием, утверждённым заведующим ДОО).
Продолжительность образовательной деятельности составлена в соответствии Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13
Учебный план по Программе:
Образовательные
области
Учебные дисциплины
Количество в неделю
Количество в год
Познавательно-речевое
развитие
Программа
«Говорунчик»
Занятие*20 минут=40
минут
Количество в
неделю*30 недель=20
часов
Календарный учебный график по Программе
Период
Мониторинг
Период
образовательной деятельности
Мониторинг
Сроки
Количество недель
22 сентября – 30
сентября
1 неделя
1 октября – 15 мая
30 недель
15 мая - 21 мая
10
1 неделя
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 комбинированного вида»
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете БМАДОУ
«Детский сад № 17»
Протокол №1 от «28» августа 2025 года
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 17»
______________ Г.Р.Валиева
Приказ №170 от 28.08.2025 г.
Приказ № 44 п. 2 от «29» августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ГОВОРУНЧИК»
Возраст обучающихся от 4 до 5 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Калинина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
Березовский муниципальный округ
11
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа)
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с речевым направлением развития ребенка.
Программа определяет примерное содержание образовательной области с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в речевой деятельности. Организационный
раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности,
необходимых для достижения целей Программы, а также особенности организации
образовательной деятельности. Важнейшими задачами, стоящими перед обществом, являются
воспитание полноценной личности, формирование активного члена общества, одним из
важных умений которого является умение общаться и договариваться.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким
образом, служит хорошим средством всестороннего развития личности ребёнка. Чем внятнее и
выразительнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем глубже и богаче возможности
познать действительность. Одной из предпосылок для успешного обучения письму и чтению
является правильное звукопроизношение и высокий уровень развития речевого слуха, которые
формируются в дошкольном возрасте. Установлено: дошкольный возраст является
оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического восприятия и
ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Своевременное и
личностно ориентированное воздействие на недостатки речевой функции позволяют вернуть
ребенка на онтогенетический путь развития. Поэтому необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок развивается активно с самого раннего возраста. Одним из таких
условий является организация дополнительных образовательных услуг, в частности
«Говорунчик». Программа «Говорунчик» предназначена для кружковой работы с детьми в
условиях дошкольного образовательного учреждения по вызыванию и развитию речи детей от
4 до 5 лет.
По результатам обследования 70 - 75 % детей дошкольников имеют различные
недоразвития речи. В большинстве случаев у детей отмечается неправильное произношение
звуков, их перестановка, замены, пропуски, недостатки речевого слуха, слабый речевой выдох,
что значительно снижает четкость, внятность речи. Эти дети, обладая нормальным слухом и
интеллектом, имеют недоразвитие речи, обусловленное недостатками восприятия и
произношения звуков. Все это послужило поводом для написания программы «Говорунчик»
для детей от 4 до 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - ДООП)
представляет собой систему работы по речевому развитию и направлена на:
• удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в речевом и
интеллектуальном развитии;
• формирование дыхательных, звукопроизносительных и голосовых навыков,
использование здоровьесберегающих технологий;
•
социализацию и адаптацию воспитанников в коллективе
12
Направленность ДООП:
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,
дополнительная общеразвивающая программа кружка «Говорунчик» реализует речевое
направление.
Образовательная деятельность по ДООП направлена на:
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с
требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
овладение фонематической системой языка, развитие речевого слуха, осуществление
своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального
благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия
субъектов образовательного процесса.
Задачи:
1. Формировать
артикуляционные
и произносительные
навыки
правильного звукопроизношения.
2. Формировать речевое дыхание.
3. Формировать правильное произношение звуков раннего онтогенеза при автоматизации и
дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях.
5. Формировать
фонематические
процессы,
речеслуховую
память,
слуховое внимание через игры.
6. Формировать
навыки
самоконтроля
за
собственным
звукопроизношением.
7. Способствовать активному использованию речи.
Возраст детей, участвующих в реализации ДООП:
В реализации ДООП участвуют дети от 4 до 5 лет.
Период реализации ДООП:
Программа ДООП рассчитана на однолетний срок реализации.
Форма обучения: очная.
Формы организации проведения занятий – подгрупповые (малыми группами).
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации – русском языке.
Планируемые результаты:
Модуль Программы рассчитан на 1 учебный год.
К концу модуля обучения дети должны знать/понимать:
-речь – это средство общения с другими детьми и взрослыми;
- названия предметов, игрушек, диких и домашних животных и их детенышей, птиц, предметов
одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и их части;
- обобщающие слова, основные формы, цвета и оттенки предметов.
К концу модуля обучения дети должны уметь:
13
- включаться в общение, слушать, понимать и отвечать на заданный вопрос;
- употреблять усвоенные слова в активной речи;
- правильно произносить звуки раннего онтогенеза,
- уметь говорить спокойно с естественной интонацией, не перебивать взрослого;
- использовать в речи элементарные способы словообразования.
Формы оценки эффективности программы:
• итоговые занятия, видеопроекты,
• выступления на групповых праздниках и родительских собраниях
•
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Описание образовательной деятельности в соответствии с речевым
направлением развития ребенка.
Первый этап логопедической работы (подготовительном) включает следующие
направления:
-Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной
мускулатуры.
Проводится дифференцированная мимическая гимнастика, самомассаж. Цель:
стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического
речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
Разучиваются упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика
постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана
артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества
артикуляционных движений, (точность, ритмичность, переключаемость и др.)
- Нормализация голоса, просодики, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев
рук.
Упражнения в работах И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной, Н.В.Серебряковой,
Е.Ю. Румянцевой др. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
На втором этапе логопедической работы отрабатываются новые произносительные
умения и навыки. Направлениями второго этапа являются:
- Выработка
основных
артикуляционных
укладов
-Развитие фонематического слуха.
-Вызывание конкретного звука.
Используются
классические
приёмы
постановки
звуков
(по подражанию,
механическим, смешанным способами).
-Автоматизация и дифференциация звука в речи детей.
Третий этап логопедической работы - выработка коммуникативных умений и навыков.
Формирование у ребенка навыков самоконтроля.
Основные формы работы с воспитанниками:
- Подвижные, дидактические, речевые игры и упражнения;
14
-Применение приемов здоровье сберегающих технологий (нейропсихологические
упражнения, артикуляционная, мимическая, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
сказкотерапия, сказки-шумелки, биоэнергопластика и др.);
- Инсценировки сказок, рассказов;
- Пересказ, составление рассказа по картинке, серии картинок;
- ИКТ (презентации, интерактивные речевые игры, речевые тренажеры).
Структура занятий
Занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну
общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся изменения. Каждое занятие
предусматривает вариативность используемой структуры занятия.
Программное содержание:
1.
Воспитание звуковой культуры речи:
совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию
правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей
артикуляционной гимнастики;
закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в
игровой и свободной речевой деятельности;
развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
2.
3.
4.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
формирование умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова;
формирование умения выделять из ряда звуков гласные, начальные ударные гласные в
словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о].
формирование умения выделять согласные звуки [т], [т'], [п], [п'], [н], [н'], [м], [м'], [к], [к'],
[б], [б'] из ряда звуков.
формирование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков,
обратных и прямых слогов с пройденными звуками.
формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук.
формирование умения подбирать слова на заданный звук.
Развитие словаря:
Обогащение словаря по лексическим темам;
развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий;
развитие умения сравнивать и группировать предметы по общим признакам;
формирование умения различать понятия «живое – неживое».
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
развитие умения употреблять в речи правильную грамматическую форму слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие;
совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с умен
формирование умения согласовывать числительные с существительными;
обучение
распространению
простых
предложений;
15
совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и
по демонстрации действия.
5.
Развитие связной речи и речевого общения:
совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг
друга до конца;
формирование умения составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и
по сюжетной картинке.
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы.
Материально-техническое
обеспечение.
Список
оборудования
и
мебели
логопедического кабинета
Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий
Название
Количес
тво
п/п
1
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания:
- «Вата»
По колву детей
- «Султанчики»
- «Загнать мяч в ворота»
- «Осенние листья»
- «Цветы»
- «Мишуринки»
- «Дождик»
- «Снежинки»
- «Пушинки»
- «Машинки»
2
Наборы
гимнастики.
картинок
для
сопровождения артикуляционной
5
3
Набор картинок для развития мимических мышц
5
4
Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
15
5
6
Игрушки
мешочек
животных,
птиц,
кукла, волшебный
Настольно-печатные дидактические игры для формирования и
совершенствования лексико-грамматического строя речи:
- Домашние животные (Чем питаются, как голос подают)
16
25
25
- Домашние и дикие животные (Собери семейку)
- «Изучаем цвета»
- «Разложи по цвету»
- «Волшебный мешочек»
- Собери картинку
- Пазлы
- «Автобус для зверят»
- «Определи по форме»
- «Кто мы»
- «Лабиринт»
- «Половинки»
- Лото «Цвет и форма», «Контуры и формы»
Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, коробочки).
7
10
Оборудование кабинета. Мебель и предметы интерьера
Наименование
Помещение для
дополнительного
образования
(логопедический
кабинет)
Список оборудования, мебели, дидактических
пособий
Письменный стол
Офисное кресло
Стеллаж для хранения наглядно-методических пособий,
развивающих игр и литературы
Детские столы
Детские стулья
Компьютер
Индивидуальные зеркала
Магнитная доска
17
Учебно-тематический план
Период
Звуковая сторона речи
Произношение
Выработка
I
Октябрь, дифференцированных
органов
ноябрь движений
артикуляционного
аппарата.
Развитие
речевого
дыхания.
Уточнение
правильного произношения
сохранных звуков:
гласные — [а], [у], [и], [о], [э],
[ы], согласные —
[м]-[м’], [н] -[н’], [п] -[п’],
[т] - [т’], [к] - [к’], [ф] -[ф’],
[д] — [д’], [в] - [в’], [б] -[б’],
[г]- [г’] и т. д.
Произнесение ряда гласных
на твердой и мягкой атаке, с
различной силой голоса и
интонацией:
- изолированно;
- в слогах
(воспроизведение звукослоговых рядов с различной
интонацией, силой голоса,
ударением; воспроизведение
ритмических
рисунков,
предъявленных логопедом;
произнесение
различных
сочетаний
из
прямых,
обратных и закрытых слогов);
-в
словах;
- в предложениях.
Развитие навыков
употребления в речи
восклицательной,
вопросительной и
Развитие речи
Фонематическое
восприятие
Развитие способности
Закрепление навыка
узнавать
и
употребления категории
различать неречевые звуки множественного числа
существительных.
Развитие способности
узнавать и различать звуки Закрепление навыка
речи по высоте и силе
употребления формы
голоса.
родительного падежа.
Дифференциация речевых и Согласование
неречевых звуков.
притяжательных
местоимений мой,
Развитие слухового
моя, мое
с
внимания
к звуковой
существительными
оболочке слова, слуховой мужского, женского,
памяти.
среднего рода.
Различение слогов,
состоящих
из
правильно произносимых
звуков.
Знакомство детей с
анализом и синтезом
обратных слогов.
Преобразование слогов за
счет изменения одного
звука.
Различение
интонационных средств
выразительности в чужой
речи.
Различение односложных
и многосложных слов.
Выделение звука из ряда
18
Закрепление навыка
употребления
категории числа и
лица глаголов
настоящего времени.
Закрепление навыка
употребления
в
самостоятельной речи
категорий
прошедшего времени
глаголов
множественного
числа.
Составление
предложений по
демонстрации
действий, картинке.
Объединение этих
предложений в
короткий текст.
повествовательной интонации других звуков.
Постановка
отсутствующих в речи
звуков раннего онтогенеза (в
соответствии с
индивидуальными
особенностями
речи
детей).
Автоматизация поставленных
звуков:
-изолированно;
- в открытых логах (звук в
ударном слоге);
- в обратных слогах;
- в закрытых слогах;
-в
стечении с
согласными;
-в
словах, где
изучаемый звук находится в
безударном слоге.
№
Речевые
Речевые
игры на развитие игры на
артикуляционног
о
аппарата
Выделение ударного
гласного в начале
слова, выделение
последнего согласного
звука в слове.
Выделение среднего
звука в односложном
слове.
Практическое усвоение
понятий «гласный—
согласный» звук.
развитие
мелкой
моторики рук
Речевые
игры на
Речевые
игры на
Речевые
игры на
развитие
фонематическ
ого слуха
развитие
дыхания
развитие
связной речи,
обогащение
словаря
I период (октябрь)
1 Знакомство с
Пальчиковая
органами
гимнастика
артикуляционног «Апельсин»
о аппарата
2 Артик. упр. для
губ и языка с
картинками и
стихами.
3 Динамические
артик. упр. для
губ и языка.
Послушаем звуки «Подуй на Д/игра
вокруг нас «Что вертушку», «Волшебный
звучит?»
обучение
мешочек»,
правильному «Отгадай, что за
выдоху
фрукт?»
Пальчиковые «Отгадай, что
«Подуй на Закрепить
упр. «Вышел
звучит?» на
осенний
приметы и
дождик
примере
листочек»
признаки осени,
погулять»
неречевых
рассмотреть
звуков
картинки.
Пальчиковые Д/игра «Угадай «Подуй на Закрепить
упр. «Гномики - на слух
мыльные
название одежды,
прачки»
музыкальный
пузыри»
обуви. Д/и:
инструмент»
«Разложи по
полочкам»
19
4 Артик, упр. для Пальчиковая
быстрой
гимнастика
переключаемости «Помощники»
языка
5
6
I период (ноябрь)
7
8
Д/игра «Кто
«Вскипяти
позвал?» (старый чайник»
кот, кошка или (продолжаем
котенок) (измен. учиться дуть
по высоте гол.) в трубочку,
не надувая
щек)
Артикуляционны Массаж для рук Упр. «Большие и Упр. «Сдуй
е
с плоскими
маленькие
ватный
упр. для
расческами.
колокольчики» шарик»
челюстей, с
карточками
Арт. упр. для губ Пальчиковые Узнавание и
Упр. «Подуй
«Улыбка»,
упр. «Вышла
различение
в свистульку
«Трубочка»,
курочка гулять» голосов
»
«Хоботок»
домашних птиц и
животных «Чей
голос?»
Артик. упр. для Пальчиковые Различение
Д/и:
языка
упр.
звучания
«Поймай
«Лопаточка»,
«Буренушка», музыкальных
заданный
«Стрелочка»,
игры с
инструментов
звук»,
«Часики»
прищепками
«Что звучит?», «Поймай
«Что
слово» (на
различение
правильного
Артик. упр. для Упр. «Ёжик», Упр. «Большие и Упр. «Сдуй
губ и языка, «Наш повторение упр. маленькие
шарики»
забавный
с шариками
барабаны»
язычок»,
«Суджок»
разучивание.
9 «Сказка о
Веселом язычке»,
Арт. гимнастика
для губ и языка
Упр. в
пальчиковом
бассейне
(фасоль)
«Найди
игрушку»
Д/игра «Найди
предмет по
описанию»
(посуда) Д/игра
«Назови части
посуды», загадки о
посуде
Пересказ сказки
«Колобок», с
показом н/театра
Закрепление
названия
домашних птиц,
заучивание
потешки.
Описание мягкой
игрушки кошки,
зауч. «КисонькаМурысонька»
Описание игрушки
ёжика, зауч.
потешки
«Жадина» Упр.
«Кто кем будет?»
(ежонок
- ежом, зайчонок Упр. «Подскажи Упр. «Загони Повторение стих
словечко»
мяч в
А. Барто из серии
ворота».
«Игрушки»
20
Продолжение работы
II
развитием
декабрь— над
подвижности органов
февраль
артикуляционного аппарата
Определение
наличия звука в
Закрепление
слове.
Распределение
предметных картинок,
Постановка отсутствующих
названия которых
звуков, автоматизация ранее
включают:
поставленных звуков в
• дифференцируемые
предложениях и коротких
звуки;
текстах.
•
определенный
заданный звук.
Автоматизация произношения На
этом же
вновь поставленных звуков:
материале:
- изолированно;
•
определение
- в открытых слогах
места звука в слове;
(звук в ударном слоге);
•
выделение
- в обратных слогах;
гласных звуков
в
- в закрытых слогах;
положении после
- в стечении с
согласного в слоге;
согласными;
• осуществление анализа
- в словах, где
и
изучаемый звук находится в
синтеза
прямого
безударном слоге.
слога;
•
выделение
Дифференциация на слух
согласного звука в
сохранных звуков (с
начале
проговариванием),
слова;
различающихся:
•
выделение
- по
твердости-мягкости
гласного звука в конце
[м] — [м’], [н] — [н’], [п] —
слова.
[п’], [т] — [т’],
[к]—[к’], [ф] — [ф’], [д] —
Практическое
[д’],[в] — [в’], [б] — [б’],
знакомство
[г]— [г’];
- по глухости
—
с понятиями
звонкости:
«твердый-мягкий
[п] — [б], [к] — [г], [т]- [д].
звук» и «глухойзвонкий».
Формирование
умения
различать
и
оценивать правильные
эталоны произношения в
чужой
и
собственной речи.
21
в самостоятельной
речи навыка:
•
согласования
прилагательных
с сущес
роде, числе, падеже и
образования
относительных
прилагательных;
согласования
порядковых
числительных
с
существительными.
• составлять
предложения
по
картине, серии картин,
насыщенные
изучаемыми звуками;
•
заучивать
стихотворения,
насыщенные
изучаемыми звуками.
Закрепление
знаний
и
умений, полученных
ранее, на новом
словесном материале.
№
Речевые
игры на развитие
Речевые игры
II период (декабрь)
на развитие
артикуляционного мелкой
моторики рук
аппарата
10 «Сказка о Веселом Пальчиковые
язычке»,
упр. «Мы катаем
чередование упр снежный ком»
«Улыбка»,
«Хоботок»
11 «Сказка о Веселом Пальчиковые
Язычке», артик. упр. «Пекарь»
упр. для языка и
губ.
12
13
II период (январь)
14
15
II период (февраль)
16
17
Речевые
игры на
Речевые
игры на
развитие
фонематическ
ого слуха
развитие
дыхания
Упр. «Эхо» (на
развитие
слухового
внимания)
Упр. «Лошадки
скачут»
Речевые игры
на развитие
связной речи,
обогащение
словаря
Упр. «Сдуй Повторение стихот.
снежинку с А. Барто из серии
варежки»
«Игрушки»
Упр. «Сдуй Д/и: «Магазин
кольца у
игрушек».
клоуна»
Описание резиновых
игрушек, в сравнение
с мягкими.
«Сказка о Веселом Упр. с
Упр. на различен. Упр.
Заучивание потешки
язычке», добавить маленькими
Звуков «Жуки», «Кормушка» «Сорока - ворона»
упр. для челюстей. волчками, игры с «Комарики»
прищепками
Арт. упр. с
Пальчиковая
Упр. «Насосы», Упр. «Сдуй Заучивание
использованием гимнастика
«Змеи шипят», снежинку с новогодних
карточек со
«Что принес
различение
варежки»
стихотворений
стихами.
нам Дед Мороз» звуков
Арт. упр. с
Пальчиковая
Д/И: «Кто
Упр. «Забей Пересказ сказки
использованием гимнастика
позвал?», «Кто мяч в
«Теремок», с показом
карточек со
«Мы катаем
сказал?»
ворота»
н/театра
стихами.
снежный ком»
Артик. упр. для Пальчиковая
Упр. «Поезд»,
Упр. «Подуй Закрепить название
языка и губ
гимнастика
«Корабль»,
на ленточки» мебели в д/игре
«Наш забавный
«Много мебели в различение
«Покажи и назови»
язычок»
квартире»
звуков
Упр. «Чего не
стало?»
Артик. упр. для
Упр. со стихами Упр. «Поймай
Упр.
Знакомство с
языка и губ
«Кулачки заданный звук» «Вскипяти названиями членов
«Наш забавный
ладошки», упр.
чайник»
семьи
язычок»
«Этот пальчик»
Арт. упр. «Новая Упр. «Кулак,
Упр. «Повтори за Упр. «Пусти Знакомство с
сказка о Веселом ладонь, ребро», логопедом
кораблики» названиями частей
язычке»
медленно, затем цепочку слогов»
машины.
быстрее.
Выкладывание
разрезных картинок
по теме Транспорт.
22
18 Арт. упр. «Новая Рисование на
сказка о Веселом песке с
язычке»
подсветкой «Нарисуй
машину»
19 Арт. упр. «Новая Упр. «Мы
сказка о Веселом солдаты»
язычке»
Упр.
«Повтори - не
ошибись»
Упр.
«Пуст
и
кораб
лики»
«Свистульк
и»,
Упр. «Повтори
за логопедом
цепочку слогов» «Свистки»
III
Автоматизация поставленных
Дифференциация
март— звуков в собственной
речи.
на
слух
май
сохранных
звуков
Дифференциация звуков по месту
(без проговаривания):
образования:
• по твердости — мягкости
([м] — [м’], [н] — [н’], [п]•
в
прямых
и
[п’], [т] — [т’], [к]—[к’], [ф] —
обратных слогах;
[ф’], [д] — [д’],
[в]—
•
в
слогах
со
[в’], [б] — [б’]; [г]—[г’]);
стечением
трех
согласных;
•
по глухости —
звонкости: [п] — [б], [к] — [г],
•
в словах и фразах;
•
в стихах и коротких текстах; [т]—[д];
•
в обратных слогах;
•
закрепление умений,
•
в слогах со
полученных ранее, на
стечением двух согласных;
новом
речевом
•
в
словах
и
материале.
фразах;
•
составление
предложений
с
определенным словом,
Пересказ сказки
«Три медведя»
Повторение стих А.
Барто из серии
«Игрушки»
Развитие
детск
ой
самостоятельности
при оречевлении
предметнопрактической
деятельности с
соблюдением
фонетической
правильности речи.
Преобразование слов за счет
замены одного
звука
или
слога.
Различение слов, близких по
звуковому составу;
определение количества
слогов (гласных) в слове.
№
Речевые
игры на развитие
Речевые игры
на развитие
артикуляционного мелкой
моторики рук
аппарата
23
Речевые
игры на
Речевые
игры на
Речевые
игры на
развитие
фонематическ
ого слуха
развитие
дыхания
развитие
связной
речи,
обогащен
ие
словаря
III период (март)
20
21
22
23
24
III период (апрель)
25
26
Арт. упр. с
использованием
карточек со
стихами.
«Сказка о
Веселом
язычке»
Артикуляционная
гимнастика
«Сказка о
Веселом
язычке»
артикуляционная
гимнастика
Комплекс арт.
гимнастики «Наш
забавный
язычок»
Упр. «Найди
игрушку»,
зарытую в
фасоль.
Упр. «Поймай
заданный звук»
Упр.
выкладывание
мозаики по
образцу
Упр.
«Позови
свою
Выкладывание
рыбок из
счетных
палочек (по
образцу)
Упр.
«Подскажи
словечко»
Упр.
«Рыбки
плавают в
воде»
Пальчиковая
гимнастика
«Весна»
Упр. «Живые
звуки»
Упр. «Сдуй
бабочку с
цветка»
маму»
Упр.
«Вскипяти
м чай для
мамы»
Знакомство с
названиями
комнатных
цветов,
правилами
ухода за
цветами
Заучивание
стихотворе
ния для
мамы
Узнай рыбку
по описанию
и покажи на
картинке.
Закрепить
приметы и
признаки
весны Упр.
«Доскажи
словечко»
Игры с
Упр. «Чья
Д/игра
заданиями на
бабочка
«Найди
звукоподражани дальше
картинки
е
улетит»
птиц и
назови»
Упр. «Повтори «Надуй
Упр. «Летает,
за
воздушный
не летает»,
инопланетянино шар»
зауч.
м» (слоговые
«Нач
цепочки)
инает
ся
счита
лка»
Упр. «Найди
Упр. «Загони Повторение
братца»,
мяч в
стих А. Барто
различение
ворота»
из серии
звуков мягких,
«Игрушки»
твердых.
Комплекс арт.
гимнастики «Наш
забавный
язычок»
Упр. «Грачи» заучивание,
повторение
«Мой
мизинчик»
Комплекс арт.
Выкладывание
гимнастики «Наш ракеты из
забавный
счетных
язычок»
палочек (по
образцу)
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
«Научим
зайку
Упр. «Сдуй
бабочку с
цветка»
Д/игра «Найди
такой же
предмет» зарытый в
песке.
24
говорить».
27
III период (май)
28
29
Комплекс
артикуляционной
гимнастики
«Научим
мишку
говорить».
Комплекс арт.
гимнастики для
щек и
челюстей.
Пальчиковая
гимнастика «У
нашего
Гришеньки».
Упр. «Найди
товарища»,
различение
звуков звонких
и глухих.
Упр. «Как
живешь?» разучивание,
выкладывание
из мозаики
разных узоров
Упр. «Угадай,
что звучит?»
(музык.
игрушки).
Комплекс арт.
гимнастики для
щек и
челюстей.
Пальчиковая
гимнастика
«На
лугу»
Упр. «На
лесной
полянке» (жуки
и змеи,
комарики)
30
Комплекс арт.
гимнастики для
щек и
челюстей.
Упр. с
камушками,
перебрать по
цвету и
величине.
31
Комплекс арт.
гимнастики для
щек и
челюстей
Рисование на
песке с
подсветкой.
32
Итоговое занятие
«Вот чему мы
научились»
Упр. «Подуй Закрепить
на листочек»
н
азвания
деревьев,
зауч. стих.
«Ива»
Упр. «Чей
Расскажи,
карандаш
что ты
дальше
знаешь о
укатится»
празднике
«День
Победы». (из
личного
опыта)
Упр. «Подуй Д/игра
на
«Узнай цветок
одуванчик» по
описанию»,
заучив.
Стих.
«Одуванчик»
Упр. «Цепочка Упр. «Сдуй
Упр.
слогов»,
бабочку с
«Найди и
твердых и
цветка»
назови
мягких.
насекомое».
Отгадывани
е
загадок о
насекомых.
Упр.
Упр.
Составление
«Оркестр»,
«Вертушки» рассказа «Во
различение
что я летом
муз.
играю» (из
инструментов
личного
опыта)
Обобщение пройденного материала
25
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений,
направленных на решение поставленных задач данного занятия. Занятие строится в форме
единой сюжетной линии. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально
значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм,
воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий
увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность
заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов,
внимания, памяти.
дыхательные и фонопедические упражнения.
упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с
музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры
с су- джок мячиками.
лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются
нетрадиционные методы, такие как самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с
бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа,
кинесиологические упражнения.
Используемые в ходе реализации Программы:
педагогические технологии:
здоровье сберегающие технологии (динамические паузы, пальчиковая гимнастика
гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастика);
личностно-ориентированное взаимодействие логопеда с детьми;
технология развивающего обучения (мнемотехника);
игровые технологии.
методы:
информационные (словесные и демонстрационные);
практические (репродуктивные и проектные);
Словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Необходимо учитывать, что беседа
может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он
должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким
повествованием.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на
демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов.
Практические методы направлены на овладение обще-трудовыми знаниями и умениями.
Умение — знание, примененное на практике. Среди практических методов обучения можно
выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения.
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать
воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов
демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.
26
и
с
дидактические средства обучения:
Для проведения артикуляционной гимнастики я использую картинки-символы
артикуляционных упражнений, показ которых сопровождается небольшим описанием
упражнения в стихотворной форме.
Для повышения мотивационного интереса ребёнка к проведению артикуляционной
гимнастики мною используются такие пособия, как логопедическая лягушка.
Для проведения дыхательной гимнастики используются самые различные пособия. Это
пособие «Покорми животное», «Футбол», губные гармошки, свистки, дудочки, «Волшебная
бутылочка», перья, «Рыбалка» и другие.
Для развития мелкой моторики используются массажные подушечки и мячики, ежики,
различные шнуровки, пазлы, прищепки, доска Сегена, мозаики, трафареты, штриховки.
При работе над слуховым вниманием и фонематическим восприятием используются
различные игры:
При работе над лексико-грамматическим строем речи используется картинный материал,
игрушки, некоторые виды театров, домино, лото, печатные игры. Весь материал подбирается в
соответствии с лексической темой занятия.
Также используются мультимедийные презентации, с помощью которых можно довольно
красочно и мобильно отработать тот или иной этап. Например, автоматизация звуков в слогах, или
дифференциация звуков речи (расселить картинки). Также для развития лексико-грамматического
строя. Например, на теме «Продукты питания» можно отработать образование числительных на
этапе дифференциации звуков С-Ш в словах: одна сушка, две сушки, три сушки и т. д.
игры и игровые упражнения
На формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительнопространственных представлений: «Времена года», «Что звучит?», «Цвет и форма», «Чего не
стало?», «Что изменилось?», «Что бывает такого цвета?», «Что за чем звучало?»;
На формирование общей, ручной и артикуляционной моторики: специальные игровые
комплексы артикуляционной гимнастики для различных фонетических групп звуков, работа с
счетными палочками, пальчиковая гимнастика с карандашом и др.
На формирование мыслительных операций: «Исключи неподходящую картинку (слово)»,
«Отгадай загадку, найди отгадку», «Последовательные картинки», «Путаница» и др.
Для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного
высказывания: «Вставь пропущенное слово», «Дополни предложение», «Живое-неживое»,
«Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Ласково-неласково», «Летит-плавает-ползает»,
«Назови лишнее слово», «Назови похожее слово», «Найди слова-неприятели», «Опиши предмет»,
«Продолжи словесный ряд», «Скажи наоборот», «Чудесный мешочек» и др.
Для формирования фонематических представлений, языкового анализа и синтеза:
«Определи первый звук в слове», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Кто в
домике живет?», «Слоги и ударения», «Собери предложение» и др.
27
6.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ.
Входная диагностика учащихся проводится в октябре месяце (в первую неделю занятий)
с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и возможностей детей.
Формы входной диагностики:
педагогическое наблюдение;
выполнение практических заданий педагога;
мониторинг речевых нарушений детей 4-5лет.
Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической
работы по направлениям программы, что позволяет увидеть уровень актуального развития и
прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать
даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка по всем изучаемым параметрам,
которые отражают динамику овладения программным содержанием. В соответствии с этим в
оценке отражается как количественная, так и качественная характеристика происходящих
изменений.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной
программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители имеют возможность
посещать консультации учителя-логопеда по возникающим вопросам и выявленным проблемам в
ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей и итоговой диагностики,
высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся
образовательного процесса.
Методические материалы к Программе
№
1
2
3
4
5
Название
«Говори правильно» Сборник упражнений в
картинках для устранения недостатков
произношения у дошкольников.
Коррекция развития интеллекта дошкольников.
Психогимнастика, пальчиковые упражнения,
программа развития интеллекта и мыслительных
процессов.
«Воспитание у дошкольников правильной речи»:
Пособие для воспитателей детских садов.
Автор
Филиппова А.Д.
Шуравина Н.Д.
Издательство
Москва:
«Просвещение»
Год
1967
Сиротюк А.Л.
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
2001
Генинг М.Г.
Герман Н.А.
1976
«Воспитание у детей правильного произношения»
Комплекс игр для вызывания звуков, уточнения их
произношения и закрепления; для развития
артикуляционного, голосового, дыхательного и
слухового аппаратов; для развития фонематического
слуха, звукового анализа слов, дифференциации
звуков.
«Основы логопедии»: Учебное пособие для
педагогических институтов.
Фомичёва М.Ф.
Чебоксары
«Чувашское
книжное
издательство»
Москва:
«Просвещение»
Москва:
«Просвещение»
1989
28
Филичева Т.Б.
Чевелева Н.А.
Чиркина Г.В.
1966
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
«Логопедия: учебник для студентов
дефектологического факультета педагогических
высших учебных заведений» (Коррекционная
педагогика).
«Грамматика в сказках и историях»: Цикл домашних
занятий по развитию речи у детей дошкольного
возраста.
«Разноцветные сказки»: Цикл занятий по развитию
речи, формированию цветовосприятия и
цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Учебно-методическое пособие-конспект.
«Система коррекционной работы в средней группе
для детей дошкольного возраста с ОНР»
«Развивающие сказки»: Цикл занятий по развитию
лексического состава языка, совершенствованию
грамматического строя речи, развитию связной речи
у детей дошкольного возраста. Учебнометодическое пособие-конспект.
«Тесты и картинки для автоматизации звуков» из
серии «В копилку педагога» журнала «Дошкольная
педагогика»
«Уроки логопеда» Методическое пособие
«Беседы по картинке: Времена года»
Под редакцией
Волковой Л.С.
Москва:
«ВЛАДОС»
2007
Левчук Е.А.
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
2003
Нищева Н.В.
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
1999
Нищева Н.В.
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
2000
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
2012
«Диагностика речевых нарушений с использованием
нейропсихологических методов»: Методическое
пособие (Библиотека логопеда-практика)
«Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях»: Книга для логопеда.
«Коррекционно-педагогическая работа в
дошкольных учреждениях для детей с нарушениями
речи»: Научно-методическое пособие.
«Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН. I
период». Пособие для логопедов. (Практическая
логопедия).
Коррекция речевого и психического развития детей
4-7 лет»: Планирование, конспекты занятий, игры,
упражнения. (Логопед в ДОУ)
«Учимся говорить правильно»: Учебнометодическое пособие по развитию речи детей 3-7
лет
«Волшебный мир звуков и слов»: Пособие для
логопедов. Логопедические занятия.
«Об усвоении детьми звуков речи»
Фотекова Т.А.
Ахутина Т.В.
«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»:
Пособие для воспитателя детского сада.
«Фонематика. Как научить детей слышать и
правильно произносить звуки»: Методическое
пособие.
«Сам себе логопед»: Пособие для родителей.
Тумакова Г.А.
29
Нищева Н.В.
Нищева Н.В.
Гусарова Н.Н.
Миронова С.А.
Под редакцией
Гаркуши Ю.Ф.
Коваленко В.В.
Коваленко С.В.
Под редакцией
Лосева П.Н.
Комратова Н.Г.
Пожиленко Е.А.
Бельтюков В.И.
Дурова Н.В.
Залмаева Р.Я.
Интернет-ресурс
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
Москва: «АЙРИС
ПРЕСС»
2002
2001
2007
Москва:
«Просвещение»
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
Москва: «Гном»
1991
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
Москва:
«ВЛАДОС»
Москва:
«Просвещение»
Москва:
«Просвещение»
Москва: «МозаикаСинтез»
2005
СПб: «XXI ВЕК»
1997
2007
2005
2005
1999
1964
1991
2005
25
26
27
28
29
30
«Занятия, игры и упражнения по развитию речи для
детей 4-5 лет»
«Игры и игровые упражнения для развития речи»:
Книга для воспитателя детского сада.
«Формирование речевой и познавательной
активности у детей с ОНР»: Упражнения,
дидактические игры, логические задачи, игрызанятия
«Логопедические игры и задания»
«Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников»: Пособие для родителей и
педагогов. (Программа обучения в детском саду).
«Чудо-обучай-ка» Для детей 3-6 лет: Речевая
моторика, речевое дыхание, дикция. (Учимся играя)
Ушакова О.С.
Струнина Е.М.
Швайко Г.С.
Москва: «РИНО»
1999
Москва:
«Просвещение»
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
1988
Быстрова Г.А.
Сизова Э.А.
Шуйская Т.А.
Белая А.Е.
Мирясова В.И.
СПб: «КАРО»
2008
Москва: «АСТ»
2000
Буйко В.
Екатеринбург:
«Издательский дом
ЛИТУР»
Екатеринбург:
«Издательский дом
ЛИТУР»
Ростов-на-Дону:
«Феникс»
2011
Ростов-на-Дону:
«Феникс»
СПб: «Дельта»
2007
Москва: «АЙРИС
ПРЕСС»
Москва: «АЙРИС
ПРЕСС»
Москва: «ЛИНКАПРЕСС»
2009
«ЛАЭС»
Москва:
«Школьная
Пресса»
Москва:
«Школьная
Пресса»
Москва: «АСТПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
«Книжный дом»
Москва: «АСТ»
ПО «Латвгеокарта»
Москва: «Гном»
2012
2003
Сидорова У.М.
31
«Чудо-обучай-ка» Для детей 3-7 лет: Звуковые
зарядки, чистоговорки, дикция. (Учимся играя)
Буйко В.
32
«Справочник дошкольного логопеда» (Библиотека
логопеда).
33
«Справочник логопеда» (Справочник)
Пятница Т.В.
СолоухинаБашинская Т.В.
Поваляева М.А.
34
«Логопедия»: Речь, ритм, движение. Пособие для
логопедов и родителей.
«Популярная логопедия»: Занятия с
дошкольниками. (Популярная логопедия).
«Самоучитель по логопедии»: Универсальное
руководство. (Популярная логопедия).
«Инновации в логопедическую практику»: Сборник
статей. Методическое пособие для дошкольных
учреждений
«Скороговорки»
«Домашние и дикие птицы средней полосы».
Тематический словарь в картинках: Мир животных.
(Программа «Я – человек»).
«Грибы, ягоды». Тематический словарь в картинках:
Мир растений. (Программа «Я – человек»).
Лопухина И.С.
«Открытие мира. Волшебное зеркальце». Малышам
от 3 до 6 лет. Раннее обучение и развитие.
«Логопедическая гимнастика»: Методическое
пособие.
«Логопедический альбом для обследования
фонетико-фонематической системы речи».
«Логопедический альбом для обследования лиц с
выраженными нарушениями произношения».
«Логопедический альбом для обследования
звукопроизношения».
«Я учусь пересказывать» Пособие.
Боярченко С.И.
«Говорим правильно» из серии «Мир дошкольника»
«Загадки»
«Загадки для детей»
«Развитие связной речи»: Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической
теме «Зима» в подготовительной к школе группе для
Кузьмин С.
Борисов В.
Янсенс Н.
Коваленко В.В.
Коваленко С.В.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
30
Герасимова А.С.
Полякова М.А.
Составитель:
Громова О.Е.
Хомяков С.
Васильева С.А.
Мирясова В.И.
Васильева С.А.
Будённая Т.В.
Смирнова И.А.
Смирнова И.А.
Смирнова И.А.
Теремкова Н.Э.
2005
2006
2009
1999
2009
2008
2003
1996
2004
2006
2004
2006
2016
2001
2000
1989
2001
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
детей с ОНР. (Практическая логопедия).
«Развитие связной речи». Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической
теме «Осень» в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР. Картинный материал
«Развитие связной речи». Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической
теме «Зима» в подготовительной к школе группе для
детей с ОНР. Картинный материал
«Развитие связной речи». Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической
теме «Весна» в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР. Картинный материал
«Фрукты» (Серия «Грамматика в играх и
картинках»). От 2 до 7 лет.
«Овощи» (Серия «Грамматика в играх и
картинках»). От 2 до 7 лет.
«Грибы» (Серия «Грамматика в играх и
картинках»). От 2 до 7 лет.
«Животные наших лесов» (Серия «Грамматика в
играх и картинках»). От 2 до 7 лет.
«Перелётные и зимующие птицы» (Серия
«Грамматика в играх и картинках»). От 2 до 7 лет.
«Формирование слоговой структуры слова:
логопедические задания» (Логопед в ДОУ).
«Материалы для выявления и коррекции нарушений
произношения звуков».
«Иллюстрированная методика логопедического
обследования»
Коноваленко
В.В.
Коноваленко
С.В.
Коноваленко
В.В.
Коноваленко
С.В.
Коноваленко
В.В.
Коноваленко
С.В.
Борисенко М.Г.
Лукина Н.А.
Борисенко М.Г.
Лукина Н.А.
Борисенко М.Г.
Лукина Н.А.
Борисенко М.Г.
Лукина Н.А.
Борисенко М.Г.
Лукина Н.А.
Курдвановская
Н.В., Ванюкова
Л.С.
Ковшиков В.А.
Москва: ООО
«Издательство
ГНОМ и Д»
2001
Москва: ООО
«Издательство
ГНОМ и Д»
2001
Москва: ООО
«Издательство
ГНОМ и Д»
2001
СПб: «Паритет»
2004
СПб: «Паритет»
2004
СПб: «Паритет»
2004
СПб: «Паритет»
2005
СПб: «Паритет»
2005
Москва:
Творческий центр
«Сфера»
СПб
2007
Под ред. Т.Н.
Волковской
ООО
«Издательство
Практика»
СПб: Издательский
Дом «Литера»
2013
Крупенчук О.И.
Воробьёва Т.А.
СПб: Издательский
Дом «Литера»
2007
Анищенкова
Е.С.
М: «Издательство
АСТ»:
«Издательство
Астрель»
СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС»
М: «Махаон»
2006
СПб: «КОРОНАВек»
Екатеринбург:
«ЛИТУР»
Волгоград: Учитель
2007
«Научите меня говорить правильно! / Комплексная
программа подготовки ребёнка к школе для детей 46 лет» (Серия «Уроки логопеда»).
«Исправляем произношение: Комплексная методика
артикуляционных расстройств для детей 4-7 лет»
(Серия «Уроки логопеда»).
Логопедическая ритмика для развития речи
дошкольников. Пособие для родителей и педагогов.
Программа обучения в детском саду.
Крупенчук О.И.
Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста. ФГОС ДО
Логопедический словарь: Учебное пособие.
(Академия дошколят).
Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика: Практическое пособие.
Уроки логопедии.
Нищева Н.В.
Косинова Е.М.
Краузе Е.Н.
Репина З.А.
Буйко В.И.
Кыласова Л.Е.
Коррекция звукопроизношения у детей:
дидактические материалы
31
1994
2008
2016
2009
2005
2009
Справка к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Говорунчик» (от 4 до 5 лет)
Педагог: Калинина Наталья Александровна – учитель-логопед
Цель программы: овладение фонетико-фонематической системой языка.
Образовательная область: Развитие речи
Тип: общеобразовательная общеразвивающая
Сроки реализации – 1 год.
Возраст обучающихся – 4-5 лет
Половая принадлежность: смешанный состав
По целевой установке: социально-педагогическая.
По форме организации содержания: комплексная
Ведущие
методы
–
упражнения, игры, моделирование, объяснения, демонстрация.
32