Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Шахматное королевство"
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Шахматное королевство" Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации 2 года Автор составитель: Глушкова Г.И. Цели и задачи программы: 1. Развитие и тренировка психических процессов: - обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти; - развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. 2. Развитие познавательных интересов: - изучение шахматной игры; - расширение кругозора. 3. Развитие творческих способностей: - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности. 4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: - активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю; - уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий; - воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирования чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. 5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, включенные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание. К концу курса дети будут знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры. К концу курса дети будут уметь: ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнёрами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.